Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике

Педагогическая теория » Формы организации обучения математике » Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике

Страница 1

Изучение характера усвоения учащимися учебного материала, оценка их знаний и умений, выявление уровня умственного развития и развития познавательных способностей – необходимая сторона процесса обучения, составляющая внутреннее содержание каждого его звена. Основная цель проверки – определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений.

Функции проверки:

контролирующие: выявление состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, изучение степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда;

обучающие: совершенствование знаний и умений, их систематизация;

диагностические: получение информации об ошибках, недочётах и проблемах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах; о степени влияния этих причин на качество знаний. Результаты этих проверок информируют об истоках затруднений в овладении материалом, о числе, характере и причинах ошибок; позволяют выбрать действенный индивидуальных подход; акцентировать внимание на подборе достаточно полной системы упражнений, более действенной методики обучения;

прогностические: получение опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформулированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала. Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определённые пробелы в системе приёмов познавательной деятельности. Прогноз помогает уточнить особенности усвоения учащимися данного материала, его значение для дальнейшего овладения программным материалом и т.д.

развивающие: стимулирование познавательной активности учащихся в развитии творческих сил и способностей;

ориентирующие: получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал.

Проверка ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.

воспитывающие: воспитание у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.

Принципы проверки:

1)целенаправленность: чёткое определение цели каждой проверки (что должно проверятся? Кто должен опрашиваться? Какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки?

2)объективность: чёткое выделение общих и конкретных целей обучения, разработанность требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся, обоснованность выделения и отбора объектов и содержания проверки, адекватность проверочных заданий – целям проверки; обеспеченность методами обработки, анализа и оценивание результатов проверки и т.д.

всесторонность: усвоение основных идеё курса, учебного материала по определённым содержательным линиям курса, знание учащимися отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, теорем, способов действий и способов деятельности;

регулярность: систематичность проверки, органически сочетающаяся с самим учебным процессом;

индивидуальность: проверка и оценка знаний, умений и навыков каждого ученика.

Формы проверки:

1)индивидуальная: целесообразна в случае выяснения индивидуальных знаний, способностей и возможностей отдельных учеников; она всегда планируется и подлежат ей все учащиеся класса.

2)групповая: класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе даётся проверочное задание, одинаковое или дифференцированное и проверяют результаты письменно-графического задания или практического или проверяют точность, скорость и качество выполнения. Применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приёмов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах вычисления заданий и т.д. Иногда её проводят в виде уплотнённого опроса.

3)фронтальная: изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического, предметного оформления, степень закрепления в памяти.

Виды проверки:

1) текущая: в течение всего учебного года; на каждом уроке. Проверяется правильность и осознанность каждого практического и познавательного действия ученика, его умений производить анализ, обосновать производимые действия, выделять существенное в изучаемом, дифференцировать понятия, производить шаги преобразований и т.д.

2) тематическая: условие основных положений темы. Проверяются умения учащихся связно и последовательно излагать усвоенный материал, обобщать конкретизировать систематизировать, применять знания при решении практических и познавательных задач. Проведение тематической проверки во многом зависит от чёткого выделения в теме основных разделов или подтем, задающих частоту проверки, которая осуществляется через систему контрольных кратковременных работ.

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Исследование устной речи у детей с нарушением интеллекта
В исследовании устной речи у детей с нарушением интеллекта использовалась специальная методика. В ней использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой (Нарушения речи и система в их коррекции в процессе логопедической работы во вспомогательной школе) и Е. В. Мальцевой (Недостатки речи у детей ...

Организация исследования и анализ речевого развития
Экспериментальное изучение лексической стороны речи дошкольников с ОНР проводилось на базе ДОУ № 44 Кузяевского района г. Москвы), в течение 2 недель. Участниками эксеримента стали дети старшего дошкольного возраста (5– 6 лет). Экспериментальную группу составили 5 детей с ОНР 3-го уровня, стертая ф ...

Переосмысление акта номинации
Ребёнок подсознательно выделяет в каждом слове ономасиологический базис (процесс, предмет, признак) и в соответствии с этим выбирает номинацию, иногда актуализируя то, что для него является более важным. Чаще всего ребёнок выбирает слово более простое по форме и смыслу. В приводится такой пример: & ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru