Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике

Педагогическая теория » Формы организации обучения математике » Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике

Страница 1

Изучение характера усвоения учащимися учебного материала, оценка их знаний и умений, выявление уровня умственного развития и развития познавательных способностей – необходимая сторона процесса обучения, составляющая внутреннее содержание каждого его звена. Основная цель проверки – определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений.

Функции проверки:

контролирующие: выявление состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, изучение степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда;

обучающие: совершенствование знаний и умений, их систематизация;

диагностические: получение информации об ошибках, недочётах и проблемах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах; о степени влияния этих причин на качество знаний. Результаты этих проверок информируют об истоках затруднений в овладении материалом, о числе, характере и причинах ошибок; позволяют выбрать действенный индивидуальных подход; акцентировать внимание на подборе достаточно полной системы упражнений, более действенной методики обучения;

прогностические: получение опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформулированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала. Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определённые пробелы в системе приёмов познавательной деятельности. Прогноз помогает уточнить особенности усвоения учащимися данного материала, его значение для дальнейшего овладения программным материалом и т.д.

развивающие: стимулирование познавательной активности учащихся в развитии творческих сил и способностей;

ориентирующие: получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал.

Проверка ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.

воспитывающие: воспитание у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.

Принципы проверки:

1)целенаправленность: чёткое определение цели каждой проверки (что должно проверятся? Кто должен опрашиваться? Какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки?

2)объективность: чёткое выделение общих и конкретных целей обучения, разработанность требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся, обоснованность выделения и отбора объектов и содержания проверки, адекватность проверочных заданий – целям проверки; обеспеченность методами обработки, анализа и оценивание результатов проверки и т.д.

всесторонность: усвоение основных идеё курса, учебного материала по определённым содержательным линиям курса, знание учащимися отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, теорем, способов действий и способов деятельности;

регулярность: систематичность проверки, органически сочетающаяся с самим учебным процессом;

индивидуальность: проверка и оценка знаний, умений и навыков каждого ученика.

Формы проверки:

1)индивидуальная: целесообразна в случае выяснения индивидуальных знаний, способностей и возможностей отдельных учеников; она всегда планируется и подлежат ей все учащиеся класса.

2)групповая: класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе даётся проверочное задание, одинаковое или дифференцированное и проверяют результаты письменно-графического задания или практического или проверяют точность, скорость и качество выполнения. Применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приёмов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах вычисления заданий и т.д. Иногда её проводят в виде уплотнённого опроса.

3)фронтальная: изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического, предметного оформления, степень закрепления в памяти.

Виды проверки:

1) текущая: в течение всего учебного года; на каждом уроке. Проверяется правильность и осознанность каждого практического и познавательного действия ученика, его умений производить анализ, обосновать производимые действия, выделять существенное в изучаемом, дифференцировать понятия, производить шаги преобразований и т.д.

2) тематическая: условие основных положений темы. Проверяются умения учащихся связно и последовательно излагать усвоенный материал, обобщать конкретизировать систематизировать, применять знания при решении практических и познавательных задач. Проведение тематической проверки во многом зависит от чёткого выделения в теме основных разделов или подтем, задающих частоту проверки, которая осуществляется через систему контрольных кратковременных работ.

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Практическая работа по развитию воли у детей среднего дошкольников в сюжетно-ролевой игре
Изучение уровня развития воли у детей средней группы с помощью сюжетно-ролевой игры Изучив теоретические вопросы развития воли в сюжетно-ролевой игре у детей среднего дошкольного возраста, мы перешли к экспериментальной работе, которая состоит из 3 последующих этапов эксперимента. а) констатирующий ...

Функциональные особенности образования
Образование как социальный институт имеет относительную самостоятельность по функциям, обладает преемственностью систем, способностью оказывать активное воздействие на развитие общества. Состояние и функции этой системы определяются господствующим в данном обществе способом производства и экономиче ...

Анализ некоторых учебников для старших классов гуманитарного профиля
Как было указано выше, содержание курса математики для классов гуманитарного профиля, несмотря на присутствие традиционных для программы разделов, сокращено. Кроме того, выделенные нами методические особенности говорят о необходимости смещения акцентов при рассмотрении тех или иных вопросов математ ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru