Реализация межпредметных связей на элективных курсах по началам математического анализа в классах гуманитарного профиля

Педагогическая теория » Реализация межпредметных связей на элективных курсах по началам математического анализа в классах гуманитарного профиля

Современные тенденции по модернизации среднего образования направлены на создание в старшем звене школы классов различных профилей. Такие преобразования диктуются, прежде всего, социальным заказом общества, который ставит перед школой вполне конкретную задачу: дать учащемуся полное среднее образование и помочь ему в профессиональном выборе.

В последнее время появились школы разного типа: лицеи, колледжи, гимназии, частные школы. Значительно расширился спектр профилей школы: физико-математический, гуманитарный, технический, педагогический, экономический и т.д. Многообразие профилей и типов школ ведет к изменению целей дифференциации. Концепция развития школьного математического образования формулирует их так: «Дифференциация способствует более полному учету индивидуальных запросов учащихся, развитию их интересов и способностей, достижению целей образования. В условиях дифференцированного обучения ученик реализует право выбора предмета или уровня обучения в соответствии со своими склонностями: известная однородность интересов и уровня подготовленности учащихся облегчает и делает более эффективной работу учителя». Новым элементом учебного плана, дополняющего содержание профиля, являются элективные курсы, требующие не меньшего внимания, чем основная программа. Элективные курсы могут касаться любой тематики, как лежащей в пределах общеобразовательной программы, так и вне ее. Необходимость в проведении элективных курсов по математике становиться очевидной особенно для классов гуманитарного профиля, в рамках которого математические знания и умения в профилирующем предмете используются слабо или не используются вообще. Учителя математики, работающие в гуманитарных классах, оказались в затруднительном положении, так как при достаточно небольшом количестве часов математики (3 часа в неделю) нужно изложить курс с наименьшими потерями материала. Не избежать таких трудностей и при проведении элективных курсов.

В связи с этим возникает проблема отбора содержания, а так же разработки методического обеспечения для проведения элективных курсов по математике в классах гуманитарного профиля. При этом к гуманитарному профилю будем относить науки филологического, исторического и социально-экономического циклов.

Объект исследования: процесс изучения начал математического анализа на элективных курсах в старших классах гуманитарного профиля.

Предмет исследования: межпредметные связи начал математического анализа и гуманитарных дисциплин старших классов.

Цель работы: выявить способы реализации межпредметных связей на элективных курсах по началам математического анализа в классах гуманитарного профиля на примере двух элективных курсов: «Показательная и логарифмическая функции» и «Производная и ее приложения», а также разработать некоторые методические рекомендации по проведению указанных элективных курсов.

Гипотеза: если при реализации межпредметных связей на элективных курсах по началам анализа в старших классах гуманитарного профиля:

учитывать психолого-педагогические особенности учащихся классов гуманитарного профиля;

отбор содержания проводить в соответствии с целями, которые ставятся при изучении математики в классах гуманитарного профиля, используя знания по профилирующему предмету;

применять методы, формы и средства, соответствующие особенностям учащихся;

использовать продуманную систему задач с учетом гуманитарной направленности учащихся, то это позволит повысить интерес и успешность изучения математики учащимися гуманитарных классов, и, следовательно, сделать процесс обучения более эффективным.

Предмет, цели и гипотеза определили задачи исследования:

раскрыть цели и выявить типы элективных курсов в современной школе;

проанализировать учебные пособия по алгебре и началам математического анализа для гуманитарного профиля;

выявить психолого-педагогические особенности учащихся классов гуманитарного профиля и на этой основе сформулировать методические рекомендации по проведению элективных курсов в указанных классах;

выявить способы реализации межпредметных связей при проведении элективных курсов;

разработать программу проведения элективных курсов «Показательная и логарифмическая функции» и «Производная и ее приложения»;

осуществить опытное преподавание;

Для достижения поставленных целей использовались следующие методы исследования:

изучение математической, методической и психолого-педагогической литературы;

анализ нормативных документов об образовании;

анализ учебных комплектов по алгебре и началам анализа для 10 – 11 классов гуманитарного профиля;

опытное преподавание;

анкетирование учителей и учащихся перед проведением занятий элективного курса по началам математического анализа.


Другое о педагогике:

Экспериментальная проверка эффективности комплекса упражнений на основе педагогического значение памяти
При проведении эксперимента мы исходили из того, что эффективность процесса совершенствования лексических навыков диалогической речи основано на использовании разработанных нами рекомендаций по эффективному запоминанию лексики. Процессы памяти тесно связаны с изучением английского языка. В связи с ...

Структура оздоровительной работы детского сада
В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50%, им ...

Взаимосвязь социального, семейного и религиозного воспитания
В предыдущей главе, мы раскрыли вопрос о невозможности религиозного воспитания вне семьи. В этой части необходимо обратить внимание на взаимосвязь социального, семейного и религиозного воспитания. Известно, что семья не одна имеет влияние на ребенка, рядом с семьей стоит знакомый и близкий социальн ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru