Реализация межпредметных связей на элективных курсах по началам математического анализа в классах гуманитарного профиля

Педагогическая теория » Реализация межпредметных связей на элективных курсах по началам математического анализа в классах гуманитарного профиля

Современные тенденции по модернизации среднего образования направлены на создание в старшем звене школы классов различных профилей. Такие преобразования диктуются, прежде всего, социальным заказом общества, который ставит перед школой вполне конкретную задачу: дать учащемуся полное среднее образование и помочь ему в профессиональном выборе.

В последнее время появились школы разного типа: лицеи, колледжи, гимназии, частные школы. Значительно расширился спектр профилей школы: физико-математический, гуманитарный, технический, педагогический, экономический и т.д. Многообразие профилей и типов школ ведет к изменению целей дифференциации. Концепция развития школьного математического образования формулирует их так: «Дифференциация способствует более полному учету индивидуальных запросов учащихся, развитию их интересов и способностей, достижению целей образования. В условиях дифференцированного обучения ученик реализует право выбора предмета или уровня обучения в соответствии со своими склонностями: известная однородность интересов и уровня подготовленности учащихся облегчает и делает более эффективной работу учителя». Новым элементом учебного плана, дополняющего содержание профиля, являются элективные курсы, требующие не меньшего внимания, чем основная программа. Элективные курсы могут касаться любой тематики, как лежащей в пределах общеобразовательной программы, так и вне ее. Необходимость в проведении элективных курсов по математике становиться очевидной особенно для классов гуманитарного профиля, в рамках которого математические знания и умения в профилирующем предмете используются слабо или не используются вообще. Учителя математики, работающие в гуманитарных классах, оказались в затруднительном положении, так как при достаточно небольшом количестве часов математики (3 часа в неделю) нужно изложить курс с наименьшими потерями материала. Не избежать таких трудностей и при проведении элективных курсов.

В связи с этим возникает проблема отбора содержания, а так же разработки методического обеспечения для проведения элективных курсов по математике в классах гуманитарного профиля. При этом к гуманитарному профилю будем относить науки филологического, исторического и социально-экономического циклов.

Объект исследования: процесс изучения начал математического анализа на элективных курсах в старших классах гуманитарного профиля.

Предмет исследования: межпредметные связи начал математического анализа и гуманитарных дисциплин старших классов.

Цель работы: выявить способы реализации межпредметных связей на элективных курсах по началам математического анализа в классах гуманитарного профиля на примере двух элективных курсов: «Показательная и логарифмическая функции» и «Производная и ее приложения», а также разработать некоторые методические рекомендации по проведению указанных элективных курсов.

Гипотеза: если при реализации межпредметных связей на элективных курсах по началам анализа в старших классах гуманитарного профиля:

учитывать психолого-педагогические особенности учащихся классов гуманитарного профиля;

отбор содержания проводить в соответствии с целями, которые ставятся при изучении математики в классах гуманитарного профиля, используя знания по профилирующему предмету;

применять методы, формы и средства, соответствующие особенностям учащихся;

использовать продуманную систему задач с учетом гуманитарной направленности учащихся, то это позволит повысить интерес и успешность изучения математики учащимися гуманитарных классов, и, следовательно, сделать процесс обучения более эффективным.

Предмет, цели и гипотеза определили задачи исследования:

раскрыть цели и выявить типы элективных курсов в современной школе;

проанализировать учебные пособия по алгебре и началам математического анализа для гуманитарного профиля;

выявить психолого-педагогические особенности учащихся классов гуманитарного профиля и на этой основе сформулировать методические рекомендации по проведению элективных курсов в указанных классах;

выявить способы реализации межпредметных связей при проведении элективных курсов;

разработать программу проведения элективных курсов «Показательная и логарифмическая функции» и «Производная и ее приложения»;

осуществить опытное преподавание;

Для достижения поставленных целей использовались следующие методы исследования:

изучение математической, методической и психолого-педагогической литературы;

анализ нормативных документов об образовании;

анализ учебных комплектов по алгебре и началам анализа для 10 – 11 классов гуманитарного профиля;

опытное преподавание;

анкетирование учителей и учащихся перед проведением занятий элективного курса по началам математического анализа.


Другое о педагогике:

Основы и методы сюжетного рисования у старших дошкольников
При обучении страших дошкольников сюжетному рисованию необходимо: - разнообразить содержание детских рисунков, учить детей самостоятельно определять сюжет рисунка на заданную тему или по замыслу; - научить изменению формы предметов в связи с их действиями в сюжете (например, поворот туловища, накло ...

Знакомство с основными элементами музыкального языка
Длительности В учебнике Барабошкиной знакомство с длительностями начинается с первого же урока. Это самые простые для понимания и восприятия длительности – четверти и восьмые. Иллюстрации с изображением этих длительностей приводятся прямо в тексте. Восприятие длительностей учащимися проходит через ...

Переосмысление акта номинации
Ребёнок подсознательно выделяет в каждом слове ономасиологический базис (процесс, предмет, признак) и в соответствии с этим выбирает номинацию, иногда актуализируя то, что для него является более важным. Чаще всего ребёнок выбирает слово более простое по форме и смыслу. В приводится такой пример: & ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru