Проблемы, которые фольклористика стремится сегодня разрешить, связаны прежде всего с вопросами теории фольклора - вопросами, бывшими в центре внимания дискуссий еще в 60-70-е гг. ХХ в. Так, Неклюдов С.Ю. писал: «Современное состояние фольклористики характеризуется, с одной стороны, известной незаконченностью в изучении ряда теоретических проблем, а с другой - расхождением в понимании сложных вопросов теории и методологии изучения фольклора, например специфики фольклора, его художественного метода, отношения художественной самодеятельности и фольклора». Заметное влияние на состояние дискуссий тех лет оказали размышления В.Я. Проппа, которые были обобщены в сборнике его статей «Фольклор и действительность», опубликованном в 1976 году.
Существенные проблемы были подняты в книге Л.И. Емельянова «Методологические проблемы фольклористики», отмечавшего, что две трактовки понятия фольклора (фольклор как словесное творчество и так называемая универсальная трактовка фольклора) так или иначе сводятся к вопросу о его специфике.
Диапазон мнений современных ученых по поводу того, что такое фольклор, по-прежнему достаточно велик. Например, В.Е. Гусев в статье «Жив ли фольклор?» выделил три наиболее общих определения фольклора. Фольклор — это:
1) устно-поэтическое народное творчество;
2) комплекс словесно-музыкальных, игровых (драматических) и музыкально-хореографических видов народного творчества;
3) народная художественная культура в целом (включая изобразительное, декоративно-прикладное искусство).
По определению культуролога Н.Г. Михайловой фольклор представляет собой «знаково-символическое выражение культуры».
В тезисе В.Я. Проппа о том, что «при социализме фольклор теряет свои специфические черты как творчество социальных низов, так как у нас нет ни верхов, ни низов, есть только народ», преобладает, как видим, социальная составляющая.
Н.И. Толстой писал, что «применительно к славянскому материалу, т.е. к материалу не доисторическому, можно с уверенностью сказать, что фольклор был всегда крестьянским, и крестьяне были той средой, которая не только хорошо сохраняла фольклор, но и создала благоприятные условия для его развития. Нельзя не признать, что классический фольклор с разветвленной системой жанров, с богатой традицией и с хорошо сохранившейся “живой стариной” бытовал и еще бытует только в крестьянской среде. С ростом городов, ремесел, с классовым и профессиональным расслоением общества появился тот вид устного или окололитературного творчества, который во многих странах назван “третьей культурой”, а у нас — городским, или лубочным, или ярмарочным фольклором…».
С одной стороны, существует мнение, что необходимо сохранять и возрождать традиционную культуру, а с другой — считают, что «процесс адаптации и поглощения традиционных форм современным искусством необратим». Оба эти тезиса одновременно и правомерны, и ошибочны. «Фантомы» традиционности всегда дают рецидивы: в обрядах, народной лирике, народной мифологии (былички, верования) и т.п. Современное искусство, используя элементы традиционной культуры, прежде всего опирается на «фантом» новаций, например феномен примитивного искусства, вербальные тексты постмодернистов и т.п.
В статье К.Б. Соколова «Субкультурная стратификация и городской фольклор» ставится вопрос о фольклоре в его частных, субкультурных разновидностях, в частности говорится о городском фольклоре. Выявляя критерии фольклора, которые были предпочтительны в ХIХ—ХХ вв., Соколов выделяет анонимность, «непрофессионализм», вариативность, бифункциональность. Однако он пишет: «Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что ни один из этих критериев не позволяет сколько-нибудь надежно отделить «фольклорное» от «профессионального». Попытаемся уяснить, что же является отличительным признаком фольклора на современном этапе с учетом всех тех противоречивых суждений, которые были приведены выше.
Главной отличительной специфической чертой фольклора, на наш взгляд, является синкретизм. Так, А.Н. Веселовский считал, что «эмбрион литературы», первобытное словесное искусство возникло в непосредственной связи с другими видами искусства из народно-обрядовой игры. Однако такая теория была подвергнута пересмотру О.М. Фрейденберг, которая показала, что «мышление тождеством ставит знак семантического равенства и между речью и действием… Мировоззрение — вот та единственно возможная общая стихия, которая могла быть ближайшим фактором и речи, и действа…» По мнению Е.М. Мелетинского, в теории первобытного синкретизма А.Н. Веселовского много правильного, однако нельзя недооценивать «первобытный идеологический синкретизм, обнимающий в нерасчлененном единстве зачатки религии, искусства, положительных знаний».
Остальные специфические черты, которые традиционно выделяют ученые, такие как устность, коллективность, анонимность, вариативность, способы трансмиссии, полифункциональность и амбивалентность, можно выделить и в других видах искусства (литературе, музыке, танце и т.п.). Хотя некоторые жанровые их разновидности внешне также обладают чертами синкретизма (имеющего в основе генетическую нерасчлененность искусств), но это не синкретизм в фольклорном смысле, а синтетизм, который основан на соединении искусств.
Другое о педагогике:
Классификация тестов
Различают: 1. По процедуре создания: -стандартизированные; - не стандартизированные. 2. По средствам предъявления: - бланковые; - предметные; - аппаратурные; - практические; - компьютерные. 3. По направленности: - тесты интеллекта; - личностные; - тесты достижений. 4. По характеру действий: - верба ...
Самая превосходная должность под солнцем
Душой и сердцем воспитания является учитель, от него зависит будущее мира. От воспитания детей зависит «исправление человеческих дел на земле», развитие всего общества. «Следующий век будет именно таким, какими будут воспитанные для него будущие граждане». Должность учителя ответственна и высока, о ...
Место и роль курса «Моделирование одежды» в системе подготовки учителя
технологии
Основным документом, регламентирующим образовательные процессы в стране является Закон Российской Федерации «Об образовании», принятый в 1992 году, измененный и дополненный в 1996 году. Он содержит 58 статей, относящихся к государственной политике в области образования, системе образования и её упр ...