Опытно-экспериментальная работа выполняет в педагогическом исследовании ряд функций. В ней аккумулируется фактический материал, изучение которого подводит к выделению эмпирических закономерностей, позволяет сформулировать научные предположения, которые затем обосновываются или опровергаются как с использованием методов теоретического исследования, так и в дальнейшей опытно-экспериментальной работе.
Кроме того, научные предположения (научная гипотеза), выведенные теоретически в педагогической науке, требуют испытания практикой. С этой целью проводится опытно-экспериментальная работа, в ходе которой проверяются, уточняются, корректируются положения выдвинутой гипотезы. Опытно-экспериментальная работа позволяет исследователю сформулировать окончательные выводы об истинности или ошибочности выдвинутой гипотезы. Опытно-экспериментальная работа способствует также поиску инноваций в образовательном процессе, их реализации в практике школьной жизни.
Перечисленные функции воплощены в нашем исследовании, что и определило цели, задачи, структуру, методы нашей опытно-экспериментальной работы.
В первой главе нами были рассмотрены теоретические аспекты взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младших школьников с трудностями в обучении, уточнено значение ключевых понятий: семья, структура семьи, модели, дети с задержкой психического развития, направления и формы, по которым можно организовать взаимодействие семьи и школы.
Данные теоретические положения не являются исчерпывающими для реализации цели нашего исследования, так как необходимо их практическое подтверждение в условиях опытно-экспериментальной работы. Поэтому, исходя из цели и гипотезы исследования, мы рассмотрим в этом параграфе, каким образом использование форм взаимодействия семьи и школы отразится на эффективности и успешности процесса воспитания детей с трудностями в обучении.
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе анализа психолого-педагогической литературы и подтверждения состоятельности выдвинутой гипотезы, нами было организована и проведена опытно-экспериментальная работа.
Задачи опытно-экспериментального исследования:
1) определить условия проведения опытно-экспериментальной работы, выявить и теоретически обосновать критерии эффективности использования форм взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младших школьников с трудностями в обучении;
2) определить и апробировать методики для отслеживания результатов по выбранным критериям;
3) экспериментально проверить эффективность использования форм взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младших школьников с трудностями в обучении, обобщить полученные результаты, сделать выводы.
Целью нашей опытно-экспериментальной работы является экспериментальная проверка эффективности использования обозначенных в первой главе нашей квалификационной работы форм взаимодействия семьи и школы в процессе воспитании младших школьников с трудностями в обучении.
На основе выдвинутой нами гипотезы была проведена опытно-экспериментальная работа на базе муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 39 города Челябинска. Для этого были отобраны экспериментальная группа (ЭГ) из учащихся 3 «Б» класса и контрольная группа (КГ) из учащихся 3 «В» класса. Экспериментальный (ЭГ) и контрольный (КГ) классы одинаковы по составу. Возраст у детей экспериментального и контрольного классов примерно одинаков: 9-10 лет.
Перед началом проведения опытно-экспериментальной работы нами были проанализированы существующие формы взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младших школьников с трудностями в обучении, определены дидактические требования к проведению эксперимента и математический аппарат для обработки результатов.
Другое о педагогике:
Сущность метода учебного проекта
В современной педагогике укоренились два названия этого метода: метод проекта (Е.С. Полат, И.Д. Чечель) и метод учебного проекта (Н.Ю. Пахомова), предполагающих по сути своей один путь применения – решение учебной проблемы, создание учебного проекта. Чтобы не допускать разночтений, заранее определи ...
Планирование школьного курса по объектно-ориентированному программированию
Весь курс условно можно разделить на две категории или составные части: это теоретический материал курса и практические занятия учащихся за компьютерами. Теоретический материал предпочтительнее дать ученикам под запись, т.е. в виде лекций. К нему можно отнести следующие разделы курса: основные поня ...
Значение ручного трудового воспитания для младших школьников с
интеллектуальной недостаточностью
Значение ручного трудового воспитания трудно переоценить, потому как именно уроки ручного труда предоставляют совершенно исключительные, уникальные возможности для пополнения запаса жизненных впечатлений ребёнка. Здесь они работают с самыми разными материалами и через ощущения и восприятие получают ...