Анализ суммарных показателей представленного количества вопросов анкеты позволил нам сконструировать шкалу определения уровней установленных взаимоотношений между детьми с трудностями в обучении и их родителями, представленную в таблице 1.
Таблица 1
Шкала определения уровней установленных взаимоотношений между детьми с трудностями в обучении и их родителями
Уровни |
Критерии |
Низкий |
Менее 10 баллов – контакты с детьми явно недостаточны |
Средний |
От 10 до 20 баллов – отношения можно считать удовлетворительными, но недостаточно многосторонними |
Высокий |
Более 20 баллов – отношения с детьми в основном можно считать благополучными |
Результаты анкетирования обработаны и представлены в таблице 2
Таблица 2
Уровни установленных взаимоотношений между родителями и их детьми экспериментальной и контрольной групп
Группа |
Кол-во чело- век |
Уровни установленных взаимоотношений между родителями и их детьми | |||||
низкий |
средний |
высокий | |||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | ||
ЭГ |
16 |
5 |
31,25 |
8 |
50,0 |
3 |
18,75 |
КГ |
16 |
6 |
37,5 |
8 |
50,0 |
2 |
12,5 |
Пользуясь данными таблицы 3, мы видим, что уровень взаимодействия родителей с ребёнком в семье у учащихся ЭГ и КГ приблизительно одинаков. Это наглядно проиллюстрировано в диаграмме 1.
Диаграмма 1. Данные уровней взаимодействия родителей с ребёнком в семье у учащихся ЭГ и КГ
Эти данные свидетельствуют о том, что сформированные нами группы предоставляют возможность для сравнения результатов, так как уровень взаимодействия родителей с ребенком в семье в каждой из них приблизительно одинаков.
Для оценки воспитательного потенциала родителей, воспитывающих детей, испытывающих затруднения в обучении, было проведено второе анкетирование, текст которой представлен в таблице 3.
Таблица 3
«Правильно ли Вы воспитываете своего ребёнка?»
№ |
Вопросы родителям |
Варианты ответа |
Баллы |
1 |
Одинаковые ли у Вас с мужем (или женой) взгляды на воспитание детей? |
1)да 2) иногда 3) нет |
2 1 0 |
2 |
Считаете ли Вы, что терпение, настойчивость и последовательность – главные принципы в воспитании ребёнка? |
1)да 2) иногда 3) нет |
2 1 0 |
3 |
Часто ли Вы обращаетесь к ребёнку в форме просьбы, а не приказа? |
1)да 2) иногда 3) нет |
2 1 0 |
4 |
Вы заняты чем-то важным по дому или работе – ребёнок неожиданно предлагает Вам свою помощь. Примите ли Вы её охотно и без колебаний, хотя допускаете, что это сильно усложнит или задержит по времени Вашу работу? |
1)да 2) иногда 3) нет |
2 1 0 |
5 |
Считаете ли Вы, что внешняя среда влияет на воспитание и характер ребёнка не меньше, чем родители? |
1)да 2) иногда 3) нет |
2 1 0 |
6 |
Испытываете ли Вы чувство вины, когда отмахиваетесь от ребёнка фразами типа: «Оставь меня в покое», «Я слишком устала», «Я занят», «Не отвлекай меня». |
1)да 2) иногда 3) нет |
2 1 0 |
7 |
Интересны ли Вам книги, телепередачи и радиопередачи, публикации в газетах, журналах на тему воспитания детей? |
1)да 2) иногда 3) нет |
2 1 0 |
8 |
Считаете ли Вы, что если возникли проблемы в воспитании ребёнка, то нужно обратиться к детскому психологу? |
1)да 2) иногда 3) нет |
2 1 0 |
Другое о педагогике:
Практическая работа по развитию воли у детей среднего
дошкольников в сюжетно-ролевой игре
Изучение уровня развития воли у детей средней группы с помощью сюжетно-ролевой игры Изучив теоретические вопросы развития воли в сюжетно-ролевой игре у детей среднего дошкольного возраста, мы перешли к экспериментальной работе, которая состоит из 3 последующих этапов эксперимента. а) констатирующий ...
Пенополистирол в строительстве - это опасно или нет
В России продолжается строительный "бум". В городах строятся многоэтажные жилые дома, в зеленых зонах - частные коттеджи. На садовых участках менее обеспеченные граждане возводят домики из пеноблоков или других современных и недорогих материалов. И мало кто задумывается о последствиях так ...
Необходимость применения качественных задач
Задачники представляют физику либо как абстрактную науку, либо как чисто техническую, не связанную с живой природой, биологией, анатомией, медициной, жизнью человека. Поэтому для многих учеников она не интересна. Нужно стремиться сообщать ученику не только новые знания, но и помогать ему глубже и л ...