Фольклор и его специфика

Страница 2

Предлагаем выделять в стадиальном развитии фольклора четыре разновидности синкретизма: «архаический синкретизм», который соответствовал первоначальной стадии развития народной культуры; «взаимодополняющий синкретизм», соотносящийся с «классической» стадией развития народной культуры; «технологический синкретизм», который, по нашему мнению, присущ стадии развития так называемой «третьей культуры», а также «синтетизм», соответствующий современной стадии развития (постфольклорная культура). Изменение функций фольклора и его синкретической основы можно представить следующим образом:

- первобытный фольклор — архаический синкретизм;

- классический фольклор — взаимодополняющий синкретизм;

- фольклор ХIХ — начала ХХ в. — технологический синкретизм;

- фольклор середины/конца ХХ — начала ХХI в. — синтетизм как некое «равновесие функций» (термин Б. Малиновского).

Стадиальное развитие предполагает не ступенчатое, а инерционное развитие синкретизма и постепенное перетекание его в «синтетизм». Элементы «архаического» и «взаимодополняющего» и даже «технологического» синкретизма можно выделить на различных этапах народной культуры. Как отмечает С.Ю. Неклюдов, «фольклорная традиция есть цепь постепенных изменений, количественное накопление которых приводит к возникновению нового качества. В силу этого процесс сложения новых форм (жанровых и текстовых) представляется продленным во времени, имеющим трудноуловимое начало».

Нельзя не согласиться с точкой зрения Н.Г. Михайловой, которая в статье «Народная культура как целостный феномен: культурологический подход» пишет, что «принципиальная важность их выделения (синкретизма и традиционности) связана с тем, что синкретизм — это отличительная черта культурного текста в народной среде, а традиционность прямо связана с формами его функционирования и социальной трансмиссии. Народная культура в различных ее ипостасях сохраняет элемент синкретичности в широком смысле, под которой мы в данном случае понимаем нерасчлененность сосуществования в диффузном состоянии этики и эстетики, знания и верования, художественного и внехудожественного отношения к действительности, мира представлений (картины мира) и практического действия, что характерно для группового (соборного) сознания и поведения» .

«Архаический синкретизм» понимается традиционно как «нерасчлененность» различных видов и форм искусства, а также религиозно-философских и утилитарно-бытовых представлений. Уже в недрах этого синкретизма имелись зачатки его дальнейших трансформаций. В архаическом синкретизме преобладали мировоззренческие аспекты, а формальные элементы были только оболочкой, хотя и форма имела большое значение. В фольклорном сознании «МЫ» преобладало над безличными «Я».

В «классический» период развития, когда уже сформировались основные жанровые системы традиционного крестьянского фольклора, синкретизм не имел того подавляющего архаического мировоззренческого значения, а на первый план выдвигалась уравновешенность содержания и формы. Поэтому многие говорят о преобладании эстетического начала над мировоззренческим и утилитарным в фольклоре. «Взаимодополняемый синкретизм» предполагает новый тип фольклорного сознания, которое определяется дискретностью природного, физиологического и общественного. Человек уже имеет богатый многовековой опыт, он может соотносить этот опыт и использовать его при создании новых текстов, в которых элементы имеют определенную заданность. В фольклорном сознании преобладала тенденция «Я в МЫ» — «МЫ в Я».

Понятие «технологический синкретизм» отражает состояние фольклора в ХIХ - начале ХХ в. Народная культура вплотную подошла к рубежу, когда непрофессиональная и профессиональная культуры тесно сблизились. При создании произведений в этот период используются не только различные «технические» средства, но также технологически соединяются различные виды современной культуры. «Технологический синкретизм» развивается в эпоху «сближения» фольклора и литературы (устных и письменных форм).

Наряду с четко обозначенными в своих границах культурами (дворянской, крестьянской) можно выделить и так называемую «третью культуру» — культуру городских мещанских слоев, посадских низов, которая, в отличие от дворянской и крестьянской, полисоциальна. Культура городского простонародья так или иначе вынуждена была реагировать на различные культурные факторы как со стороны более высокой с точки зрения социального статуса среды, так и со стороны собственно «фольклорной». Идеалы носителей «третьей культуры» основаны на идее не самоизоляции, а саморазвития, желания тянуться к социальному верху. Важная установка представителей этого культурного слоя — жить если не как «верхи», то в чем-то подобно им. В этой ориентации огромную роль играло противопоставление «своего» и «чужого», которое и было своеобразным стимулом к развитию данной культуры. В то же время городские жители были выходцами из крестьянской среды. Инерция традиционной культуры проявлялась в «третьей культуре» на разных уровнях: содержательном и формальном.

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Нетрадиционные уроки в начальной школе
С середины 70-х гг. в Отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить разными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными урокам ...

Природа, как педагогический аспект воспитания детей
В решении проблемы охраны природы исключительно важное значение имеет ее педагогический аспект, предполагающий воспитание у детей высокой культуры общения с природой, ответственности за сохранность ее объектов. Сознательное, бережное и заинтересованное отношение к природе каждого человека должно фо ...

Анализ современных образовательных программ и особенности построения среды в зависимости от образовательных целей
Детские сады обладают разными возможностями обеспечения детей материалами. Создавая среду обитания ребенка, воспитатель решает много творческих задач. Он становится дизайнером, декоратором, кукольником, портным, художником, конструктором, психологом, мастеровым и т.д. Организованная предметная сред ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru