Фольклор и его специфика

Страница 3

В ХIХ - начале ХХ в. творчество люмпенизированных слоев и других социально-корпоративных городских групп почти не привлекалось для исследования. Но именно в этих слоях и формировалась «третья культура», объединившая в себе специфически фольклорные и литературные черты. Городские низы (в т.ч. и рабочие) в своем творчестве как стихийно, так и осознанно опирались на устойчивые традиции крестьянского фольклора и народно-демократической и «высокой» литературы. Феномен «третьей культуры» наиболее ярко начинал проявляться уже в русской народно-демократической литературе ХVII в., а также в народно-городской литературе ХVI - ХVII вв. Польши, Германии, Франции, Италии и других стран.

Исследователи ХIХ в., начиная с Ф.И. Буслаева, А.Н. Веселовского, В.Н. Перетца, А.Н. Пыпина, В.В. Сиповского, М.Н. Сперанского, обратили внимание на так называемую «низовую массовую литературу», которая была порождением взаимовлияния фольклора и «высокой литературы». Это явление стало одним из аспектов «третьей культуры». С момента возникновения русской периодической печати в эпоху петровских преобразований газеты, а впоследствии и журналы играли заметную роль в формировании «третьей культуры». Важным «полем», на котором формировалась ее эстетика, являлось драматическое искусство городских низов (например, русский водевиль ХIХ в.). Так же, как и массовая «серобумажная», лубочная литература и сатирическая периодика, водевиль оказал большое влияние на формирование эстетического вкуса городского жителя.

Исследователями народной культуры отмечено, что еще в Средневековье фольклорные произведения, все более сближаясь с профессиональным искусством, приобретали единые с ним художественные принципы. Складывался «фольклоризм литературы»: феномен так называемой «третьей культуры» составляют, в частности, фольклоризированные явления профессионального искусства. Помимо термина «третья культура», в фольклористике существуют и альтернативные понятия, связанные с идеей взаимопроникновения фольклора и литературы и появлением на этой основе произведений, отразивших специфику как фольклора, так и литературы: «устная литература», или «письменный фольклор». Нам представляется, что понятие «третья культура», является наиболее генерализирующим, включающим в себя самые разнообразные проявления: как собственно городской фольклор, так и понятие «устная литература», или «письменный фольклор», а также феномены «наивной, примитивной» литературы, творчество поэтов-самоучек.

Городской фольклор, бытующий в рамках «третьей культуры», изначально тесно связан с различными аспектами отношений внутри коллектива, он и не мог функционировать вне этих отношений: семейных, производственных, социально-бытовых. Как отмечал Б.Н. Путилов, «самая структура фольклора любого социального коллектива на данном историческом этапе соответствует структуре его быта. Жанровые системы возникают и существуют в соотнесенности с бытовыми отношениями. Не только система представлений обусловлена бытом, но и вся бытовая система коллектива насквозь семиотична и идеологически значима. Поэтому правильнее сказать, что фольклор как художественная и функциональная система порождается единством быта и представлений коллектива, их движением и противоречиями» . Вот почему в анализе любых субкультурных образований очень важно уяснить социокультурные и бытовые реалии, которые во многом определяют специфику данной субкультуры.

Уже в ХVII в. на первый план выдвигается процесс индивидуализации творчества, ярче всего проявившийся в «книжной» культуре (народно-демократическая литература) и, как следствие, в культуре «фольклорной». Индивидуальное начало начинает сказываться и в коллективном творчестве, прежде всего в плане технологии передачи фольклорного текста. Технологический синкретизм предполагает все большее использование «стандартных», «клишированных» творческих ситуаций, не связанных с традиционными бытовыми и обрядовыми ситуациями. Технологичность предполагает импровизационность в рамках не столько традиции, сколько в рамках устоявшихся норм творчества: выработанных приемов, средств, ориентированных на профессиональное творчество. Как писал К.В. Чистов: «В конечном счете только нефольклорные способы трансмиссии могут придать отдельным фольклорным произведениям общенациональный масштаб функционирования, который приходит на смену относительному вариационному единству, наблюдавшемуся в прошлом. При этом фольклорные произведения не только теряют традиционные локальные различия и расширяют свой социальный ареал, но и перестают варьироваться и, наконец, что очень важно, приобретают нетрадиционный контекст (небытовой, необрядовый, сценический, профессионально-исполнительский, книжный, связанный с другими техническими средствами массовой коммуникации и т.д.) и тем самым — несвойственные им раньше значение, структуру и функции».

История любой национальной культуры немыслима без изучения фольклора данного народа как типологически наиболее ранней формы устного творчества. Именно поэтому фольклор, как широкая область традиционной народной культуры, стал предметом исследования специальной науки – фольклористики.

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Проблемы развития средней школы и пути их решения
Дальнейшее эффективное функционирование и развитие общего среднего образования связано с решением следующих первоочередных проблем. Необходимо целенаправленное развитие научно-методического обеспечения системы общего среднего образования, что связано с повышением эффективности фундаментальных и при ...

Возможности нетрадиционных уроков
Такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность ...

Эффективность внедрения профильного обучения в сельских школах
Одним из наиболее актуальных направлений деятельности органов управления образованием, методических служб на всех уровнях, общеобразовательных учебных заведений в последние годы является обеспечение перехода старшей школы на профильное обучение. Преимущественная профильность школы III ступени преду ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru