История проблемы особенностей развивающей среды – обстановка детского сада – в разных педагогических школах

Педагогическая теория » Обстановка детского сада - средство развития дошкольников » История проблемы особенностей развивающей среды – обстановка детского сада – в разных педагогических школах

Страница 1

Сегодня возможность альтернативных подходов к организации обучения и воспитания детей вызывает большой интерес у педагогов и родителей. В нашей стране в настоящее время работает целое направление, которое заимствует зарубежный опыт организации воспитания и обучения детей.

Дом ребенка Марии Монтесорри

Немногим ученым и педагогам удавалось получить признание и уважение при жизни, увидеть, как распространяются и реализуются идеи и направления педагогической работы с детьми. К числу таких ученых принадлежит психиатр и психолог, опытный детский врач и религиозный философ, исследователь и страстный популяризатор новых гуманистических идей, замечательный педагог Мария Монтесорри. Марии Монтесорри в результате многолетней напряженной творческой деятельности удалось создать стройную, гармоничную, целостную образовательно – воспитательную систему, которая благодаря инвариантности содержания образования и высокому технологизму может быть перенесена в другие страны и школы.

Мария Монтесорри придавала особое значение организации в детском саду и школе развивающей предметно – пространственной среды. Перечислим основные правила создания подобной среды, хорошо известные Монтесорри – педагогам всего мира.

Силы развития заложены в ребенке, но они могут не реализоваться, если не будет подготовленной среды. Монтесорри - материал есть часть педагогической подготовленной среды, которая пробуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности, и отвечает стремлению ребенка к движению.

При подготовке среды учитывают следующие аспекты: помещение как таковое; помещение как место работы; помещение как общественное место.

Рассмотрим их по отдельности.

Помещение как таковое. Требования к помещению для Монтесорри – детского сада аналогичны тем, которые предъявляются при создании любого « традиционного » детского дошкольного учреждения в России.

Помещение должно быть уютным, так чтобы ребенок чувствовал себя в нем комфортно. Гигиена важна для ребенка не только как фактор сохранения его здоровья, но и с точки зрения его воспитания. Обязательно соблюдение общих гигиенических требований, таких, как чистота помещения и всех предметов в нем.

Монтесорри отмечала особую важность двигательной активности для полноценного развития ребенка, поэтому в детском саду следует предусмотреть достаточно места для движения и работы на полу. Типичным атрибутом Монтесорри – детского сада является линия круглой или овальной формы, наклеенная или нарисованная на полу. Она используется для упражнения со всей или с большей частью группы детей, которое так и называется – « Ходьба по линии ».

« Предметы, окружающие детей, должны соответствовать росту и силе детей: легкая мебель, чтобы дети могли ее легко переставлять, низенькие шкафчики, доступные им по росту, легко открывающиеся замки, выдвижные ящики, легкие двери, которые ребенок может легко отпереть и запереть, низкие вешалки для платья, щетки по руке ребенка, мыло, помещающееся в его ладони, чашки для умывания такой величины, чтобы дети сами могли их выливать, щетки для полов с короткими гладкими ручками, платья, легко снимающиеся, - вот какая обстановка располагает к активности» № 5.

Большое значение Монтесорри придавала эстетичности оформления помещения. Оживляют помещение комнатные зеленые растения и цветы. Их ставят достаточно низко, чтобы дети сами могли их поливать. Если педагог любит домашних животных и умеет о них заботиться, то они могут жить в помещении группы.

Помещение как место работы в Монтесорри – в детском саду отличается от оборудования « традиционных » садов. Все материалы находятся на открытых полках в свободном доступе детей. Помещение делится на зоны в соответствии с пятью учебными разделами педагогики Монтесорри: зона для упражнений в практической повседневной жизни; сенсорная зона; зона для развития речи, обучения письму и чтению; математическая зона; « космическая зона » - зона с материалами для знакомства с окружающим миром, природой, основами естественных наук. В каждой зоне материалы располагаются по порядку слева направо по мере увеличения сложности.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Наглядные пособия в обучении детей младшего возраста
Наглядность играет большую роль при обучении сольфеджио детей младшего школьного возраста, что связано с особенностями их психики. А.В. Запорожец писал, что формы детского мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое – не представляют собой возрастных стадий его развития. ...

Механизм реализации воспитательно-образовательной работы по трудовому воспитанию
Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения элементарных действий и их последовательности. Ознакомление детей со способами выполнения нового действия требует детального показа и подробного объяснения каждого движения, их последовательности. Решающее значение при это ...

Анализ и интерпретация полученных данных
Возраст 14-15 лет является переходным периодом от старшего подросткового возраста в раннюю юность. Специфика состояния самосознания в данный возрастной период заключается в том, что оно только начинает формироваться и наиболее активное его развитие продолжается в последующих двух годах жизни ребенк ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru