Философско-педагогические идеи представителей Русского Зарубежья на рубеже 19 – 20 веков

Педагогическая теория » Философско-педагогические идеи представителей русского зарубежья » Философско-педагогические идеи представителей Русского Зарубежья на рубеже 19 – 20 веков

Страница 1

Педагогическая наука в эмиграции связана с процессами вхождения деятелей русской эмиграции в иную культуру, создавая свои научные школы. Это научно-педагогическая школа С.И.Гессена в университете Лодзи в Польше, социально-педагогические школы П.А.Сорокина в США, Г.Д.Гурвича во Франции.

Деятели педагогической эмиграции часто рассматривали несколько идей: философско-образовательную, культурологическую, религиозно-педагогическую, педагогическую, принадлежа при этом к различным направлениям и школам. Это обусловило философский, педагогический, психологический, религиозный плюрализм, разномыслие их воззрений. На из воззрения влияло тяготение к славянофильству или западничеству. Влияли и взгляды на будущность России(монархической или республиканской). Но, не смотря на разные подходы, понятия Личность, Государство, Человечество, Религия, Культура, Нация определяли цели и задачи воспитания и образования личности. Педагоги Российского Зарубежья стремились сохранить православную религиозную традицию в образовании и воспитании детей.

Одной из важных идей была тема Свободы как ценности и цели воспитания, исследования ее философской и педагогической природы. К воспитанию свободы обращались Н.О.Лосский, И.А.Ильин, С.И.Гессен, В.В.Зеньковский, многие другие, так как свобода в особой мере выражала отношение к личности, ее право на самоутверждение и развитие. Понятие свободы определяло собой и трактовку основных понятий педагогики образования и воспитания, развития и самовоспитания. «Надо воспитывать себя к свободе, надо созреть к ней, дорасти до нее, иначе она станет источником соблазна и гибели», - писал И.А.Ильин. С.И.Гессен рассматривал рационалистическую связь свободы и ответственности через творчество личности.

Наиболее яркими представительным явилось философско-образовательное направление педагогической мысли Российского Зарубежья, оно связано с именами Бердяева Н.А., Вышеславцева Б.П., Ильина И.А., Карсавина, ФранкаС.Л., Лосского Н.О., Федотова Г.П. и другими именами русских философов, высланных из России. Русская философия конца 19 – начала 20 веков была увлечена темой человека, смыслом его жизни и судьбы. Внимание философов к проблемам культуры, образования, воспитания, самопознания личности, духовной жизни в эмиграции и России оказали влияние на педагогику.

Дальнейшее развитие в Российском Зарубежье получило гуманистическое направление, воспринявшее идеи Канта и Западной реформаторской педагогики. К представителям этого направления можно отнести С.И.Гессена, А.П.Павлова, М.Н.Ершова, В.Д.Плетнева, С.О.Карцевского, В.А.Пейхеля и др. Они были сторонниками личностно-ориентированной социально-трудовой педагогики, проявляющей уважение к детскому «Я», создающей условия для самореализации личности и раскрывающей перед ней общечеловеческие ценности культуры.

В Российском Зарубежье сложились условия для развития русской религиозной педагогики. К этому направлению принадлежали В.В.Зеньковский, Н.Н.Афанасьев, К.А.Ельчанинов, Л.А.Зандер, И.А. Лаговский и другие. Ими разрабатывались на основе христианской антропологии принципы, формы и методы религиозного воспитания и образования в условиях эмиграции. Они отстаивали мысль об усилении связи религии с искусством, философией, литературой и наукой.

К концу 30-х годов в основном завершился поворот в целостной религиозно-педагогической пирамиды воспитания, основанной на христианской антропологии.

В эмиграции получили развитие и такие составляющие педагогики как дидактика, социальная педагогика, коррекционная педагогика, педагогическая психология, отдельные методики преподавания истории, литературы, русского языка.

Несомненный вклад в дидактику внес С.И.Гессен, выдвинувший идеи педагогического сотрудничества учителя и ученика, строящих учебный процесс на интересе. Эти идеи легли в основу теории проблемного обучения.

Эмиграция детей и подростков как социальный феномен не могла не стимулировать развитие социальной педагогики и психологии. Возникла необходимость изучения факторов социализации личности в условиях эмиграции. Трагедия детей эмиграции заставила по-новому взглянуть на факторы социализации и воспитания. По мнению педагогов Российского Зарубежья социально-педагогическую реабилитацию детей может выполнять приходская жизнь или внешкольное религиозное воспитание и образование.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Методические рекомендации по формированию связной речи у учащихся 2-ого класса с легкой степенью умственной отсталости
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Таким образом, целью работы по развитию связной речи является - совершенствование и развитие связной речи младших школьников с легкой степенью умственной отсталости. Эта цель реализуется через следующие задачи: расширение ...

Развивающие цели урока
Формировать и развивать умения анализировать; научить учащихся расчленять изучаемый производственный объект на составные части, выделять отдельные существенные его стороны, переходить от конкретного к абстрактному, устанавливать связи причины и следствия; проводить синтез (практически или мысленно ...

Гуманизация и гуманитаризация
В начале XX века в российских школах на фоне социокультурных процессов высветились просчеты в преподавании гуманитарных дисциплин, которые сказались на снижении уровня духовности, культуры общества, отходе от национальных традиций (стремлении к дублированию западных образцов). В концепции модерниза ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru