Особенности психологии одаренных детей, проблемы и задачи их обучения

Педагогическая теория » Исследовательские методы обучения информатике одаренных детей в начальной школе » Особенности психологии одаренных детей, проблемы и задачи их обучения

Страница 1

Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновник и чертополох. Так и выдающийся ум полон пустыми мечтаниями, если его не засеять семенами. Как действующая мельница, если в нее не подсыпать …материал для перемалывания, стирает сама себя…так и подвижный ум, лишенный серьезной работы… станет причиной своей собственной гибели.

Я.А.Коменский. Великая дидактика.

Прежде чем перейти к обучению одаренных детей, необходимо сначала определиться с главным вопросом: кто же такие одаренные дети? В чем состоит их одаренность? Чем они отличаются от всех остальных? И отличаются ли вообще? Кого следует считать одаренными, а кого нет, что является критерием одаренности, а что не является таковым? Можно ли вообще выявлять одаренность у детей? Все эти вопросы вот уже несколько лет поднимаются и горячо обсуждаются в специальной литературе. Газеты и журналы включают заметки об одаренных детях и предлагают родителям обратить на них внимание, дают рекомендации по их воспитанию и образованию. Как следствие всего этого- существенные разногласия в представлениях о том, надо ли как-то по-особому учить одаренных детей или нет, как их надо учить и т.д.

Современное обучение в массовой школе представляет собой систему, в которой место учащегося, поступающего в школу, определяется главным образом возрастом, а не высокими умственными способностями ребенка. Хотя эти различия у детей могут быть очень значительны. Высокий уровень развития детей. (по сравнению со своими сверстниками) родителями и некоторыми педагогами рассматривается как залог успешного обучения в школе в дальнейшем. Большинство таких детей характеризуются ярко выраженным стремлением к познанию и творчеству, они часто и рано осваивают чтение, счет и более сложные умения, имеют широкие и глубокие интересы и знания в областях, часто недоступных для их сверстников, демонстрируют успехи в учебе.

Но, наряду с этим, распространенное мнение о том, что одаренные дети должны всегда и во всем опережать своих сверстников, далеко не всегда подтверждается. Одаренные дети также могут иметь слабые стороны (обратные стороны одаренности). Они легко и без труда справляются со сложными и напряженной работой, требующей большого труда, запоминания и неординарной деятельности. Но они часто не могут справиться с рутинной и однообразной работой. Она кажется им не имеющей смысла, а потому не вызывает интереса. Задания, предложенные таким детям, должны постоянно «бросать вызов» их способностям, отражать их неопределенную, восприимчивую ко всему, многогранную натуру. Задания на запоминание, повторение узоров и некоторые подобные таким детям кажутся ненужными, они часто отказываются их выполнять, однако легко и с желанием берутся за самые сложные, порой недоступные сверстникам задания, готовя на них вполне достойные ответы. Также одаренные дети чаще всего гиперактивны. Эта особенность ребенка может как положительно, так и отрицательно сказываться на его учебе. Родителям и педагогам с таким ребенком нелегко. Он не может сосредоточиться и долго удерживать свое внимание на материале, его постоянно нужно чем-то занимать и увлекать, подбирать для него дополнительный материал. Но в то же время педагоги часто этому ребенку дают важные и ответственные задания, поручения, потому что такой ребенок незаменим при их выполнении. Он легко и без труда заведет разговор, он способен вести за собой людей.

Часто бывает, что некоторые дети, поступающие в школу, ни в чем не уступают по уровню развития одаренному ребенку. У них хорошо развита логика, внимание, память, они вполне могут неординарно мыслить. Но постепенно эти знания пропадают, как только ребенок начинает постоянную каждодневную учебу, имеет большие нагрузки. Тут его неординарность мышления становится самым обычным, знания средними. Что же произошло? Дело в том, что раннее достижение успеха некоторыми детьми объясняется не их способностями, на которые все так удивлялись и умилялись в раннем возрасте. Это вполне могут быть способности его родителей, которые своего ребенка «поднатаскали» к школе, сделали уровень его знаний выше среднего благодаря своему постоянному общению с ним. Сейчас стало «модным» готовить ребенка к школе, отдавать его на всевозможные курсы, занятия для развития логики, мышления, воображения, кружки. Такой ребенок вполне может отличаться трудолюбием и старанием, но только это не одаренность. Конечно, судить о способностях маленьких детей, особенно до средней школы (то есть начала регулярного и серьезного обучения) довольно трудно. Многие существующие методики раннего определения одаренности не дают точного результата, не могут дать прогноз на довольно продолжительное время, они часто бывают ошибочными. Так как же определить, является ли данный конкретный ребенок одаренным или нет? Современные ученые, занимающиеся одаренными детьми и особенностями их обучения, однозначно пришли к выводу, что нет такого диагностического показателя, который мог бы служить в качестве единственного и абсолютно верного предсказателя будущих высоких достижений детей.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Физическое развитие
Физическое развитие - это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей. Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей. 1. Показатели ...

Мероприятия по совершенствованию деятельности Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей» г. Оренбурга
В соответствии с содержанием концепции развития дополнительного образования детей необходимо разработать мероприятия по развитию Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей. Основным направлением развития МУДОД «Центр эстетического воспитания де ...

Правила составления тестовых заданий
1. Начинайте формулировать вопрос с правильного ответа. 2. Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения. 3. Вопрос должен содержать одну законченную мысль. 4. При составлении вопросов следует особенно внимательно использовать слова «иногда», «часто», «вс ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru