Понятие психологической готовности детей к обучению. Низкий уровень школьной зрелости

Педагогическая теория » Диагностика детей группы риска в предшкольный период » Понятие психологической готовности детей к обучению. Низкий уровень школьной зрелости

Страница 1

Своевременная оценка психологической готовности детей к обучению в школе является одним из основных видов профилактики последующих возможных трудностей в обучении и развитии. При этом психолог прежде всего обращает внимание не только на формальную готовность к школьному обучению (умеет читать, считать, знает что-то наизусть, умеет отвечать на вопросы и прочее), но и на определенные психологические особенности: как относится ребенок к поступлению в школу, был ли у него опыт общения со сверстниками, насколько уверенно чувствует он себя в ситуации беседы с незнакомыми взрослыми, насколько развита у него познавательная активность, каковы особенности его мотивационной, эмоциональной готовности к обучению в школе и другие. По результатам обследования психолог совместно с педагогом разрабатывает программу индивидуального подхода к работе с детьми с первых дней их пребывания в школе.

Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. В соответствии с этой целью в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношении к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать проявлений школьной дезадаптации.

Под школьной зрелостью понимается такой уровень общего разви­тия ребенка, который оказывается достаточным для его успешного включения в школьную жизнь, для освоения новой социальной роли – роли ученика, для перехода от игры как ведущего вида деятельности в дошкольном детстве к учению.

Низкий уровень школьной зрелости проявляет себя недоразвитием одной или, как правило, нескольких основных сторон психического и физического развития и здоровья детей, наиболее существенных для включения в учебную деятельность.

Информативными показателями низкого уровня школьной зрелости могут в совокупности служить следующие: наличие отклонений в соматическом и прежде всего, в нервно-психическом здоровье ребенка; недостаточный уровень его социальной и психолого-педагогической готовности к школе; недостаточная сформированность психологических и психофизиологических предпосылок учебной деятельности. На эти по­казатели педагоги ориентируются, прежде всего, при отборе детей в коррекционные классы и, как показывают научные данные, они являются прогностически значимыми. Остановимся на каждом из них:

I. Отклонения в соматическом и нервно-психическом здоровье ребенка.

Медики свидетельствуют, что за последнее время в состоянии здоровья детского населения произошли неблагоприятные изменения: увеличилось количество детей с хронической патологией (3-я группа здоровья). Заметно возросла и стала преобладающей в количественном отношении (около 40%) группа детей, имеющих морфофункциональные отклонения, часто болеющих.

Прослеживается прямая связь отклонений в состоянии здоровья школьников с отставанием в учебе. Установлено, что среди плохо успевающих детей абсолютное большинство отличается той или иной степенью психоневрологической патологии. Признаки психоневрологической симптоматики часто выступают на фоне тех или иных хронических соматических заболеваний (заболеваний уха, горла, носа; органов пищеварения, дыхательных путей; нарушений опорно-двигательного аппарата и др.).

Неуспеваемость этих учащихся в преобладающем большинстве случаев обусловлена повышенной утомляемостью и сниженной работоспособностью в динамике учебного дня, недели и года. У значительной их части в период оптимума физиологических функций интенсивность работы на 33-77%, а качество - на 33-98% ниже, чем у здоровых детей.

Названные особенности, непосредственно связанные с индивидуальными функциональными возможностями центральной нервной системы, отрицательно влияют на все познавательные процессы ребенка и заметно снижают эффективность процесса обучения. Они обусловливают нарушения восприятия (неспособность сосредоточиться приводит к слабой дифференциации элементов воспринимаемого, к неразличению их по степени важности, к восприятию не ситуации в целом, а лишь отдель­ных и не самых главных ее звеньев. Отсюда— неспособность к адекватному отражению воспринимаемого и неправильное его осмысление). Значительно более низкими в этом случае оказываются как точность, так и скорость интеллектуальных действий. Затруднено также переключение с одного способа действий на другой, нет гибкого реагирования на изменение ситуации. Последнее ведет к трудностям не только в обучении, но и в воспитании ребенка.

Некоторая часть таких детей выполняет школьные требования, но это достигается ценой чрезмерного напряжения, приводящего к переутомлению и, следовательно, – к ухудшению здоровья. Так, по данным Института гигиены детей и подростков МЗ России, более чем у 50% детей с отклонениями в состоянии здоровья и признанных не готовыми к школе за время обучения в первом классе состояние здоровья ухудшилось как за счет функциональных отклонений, так и за счет усугубления или возникновения новых хронических заболеваний.

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Драматизация на начальном этапе обучения
Применение драматизации в младших классах особо актуально. Учитывая тот факт, что на начальном этапе обучения заинтересованность детей в предмете играет особую роль, попытаемся решить проблему заинтересованности с помощью драматических постановок на английском языке. Драматизация помогает сделать п ...

Метод активизации возможностей личности и коллектива
Новая школа требует новой философии образования, обеспечивающей гуманистическую направленность, повышение роли культурологического компонента школьной действительности, изменения позиций в среде участников учебно-воспитательного процесса от непререкаемого авторитета учителя к коллегиальному взаимоп ...

История развития вопроса о нравственном воспитании
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. Так, философ - идеалист Сократ (46 ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru