Отклонения в состоянии здоровья у детей, поступающих в школу, – обязательный показатель, который должен быть учтен при определении школьной зрелости.
II. Недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности и школе.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. «Зона ближайшего развития» определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослыми. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи.
Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, так как в результате несоответствия его «зоны ближайшего развития» требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.
В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе основана на трудах Л.С. Выготского.
Школьная жизнь целиком подчинена овладению знаниями, обучению. Она значительно более строго регламентирована и протекает по своим, отличным от предыдущей жизни ребенка, правилам. Чтобы успешно освоиться в новой жизни, ребенок должен быть достаточно зрелым как личность, он должен также иметь определенный уровень педагогической подготовки к школе. Школьно-незрелые дети, как правило, и в первом, и во втором отношении значительно уступают сверстникам.
Показательно при этом:
а) нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации.
Подавляющее большинство детей активно стремится в школу. В глазах ребенка она знаменует собой новый этап его взрослости. Ребенок осознает, что он уже стал достаточно большим, что он должен учиться. Дети нетерпеливо ждут начала занятий. Их вопросы, разговоры все активнее фокусируются на школе. Они психологически готовятся к новой роли, которой им надлежит овладеть - роли ученика.
Дети с низкой готовностью к школе всего этого не имеют. Предстоящая школьная жизнь не вошла в их сознание и не возбудила соответствующих переживаний. Они не ждут предстоящего посвящения в ученики. Их вполне устраивает прежняя жизнь. На вопрос: "Ты хочешь в школу?" - отвечают: "не знаю", а если дают утвердительный ответ, то, как выясняется, привлекает их к школе не содержание школьной жизни, не возможность научиться читать, писать, узнавать новое, а сугубо внешние стороны - не расставаться с товарищами из группы детского сада, иметь, как и они, ранец, портфель, носить школьную форму и другое.
б) недостаточная организованность и ответственность ребенка; неумение общаться, адекватно вести себя.
Основные нормы человеческого общения, правила поведения усваиваются детьми до школы. Тогда же у большинства из них складываются предпосылки и такого важнейшего социального качества человека, как ответственность. Своевременного формирования соответствующих качеств и умений у психологически не готовых к школе детей не произошло. Их поведение отличается неорганизованностью: они или излишне беспорядочно активны или, напротив, – чрезвычайно медлительны, безынициативны, замкнуты. Такие дети плохо осознают специфику ситуаций общения и поэтому часто неадекватно себя ведут. В играх они нарушают правила, очень трудным является для них участие в сюжетно-ролевых играх. Такие дети безответственны: легко забывают о поручениях, не переживают по поводу того, что но выполнили обещанного.
в) низкая познавательная активность.
Непременной предпосылкой успешного включения ребенка в учебную деятельность является наличие у него так называемого познавательного отношения к действительности. У большинства детей к началу школьного обучения такое отношение оказывается сформированной. Дети уже перерастают игру, преимущество игровых интересов, которые активно окрашивали дошкольный период их развития. Они начинают осознавать себя как часть большого мира, в котором живут, и активно хотят в этом мире разобраться. Они любознательны, задают много вопросов, настойчивы в поисках ответов на них.
Дети с низким уровнем развития познавательной активности – иные. Круг их интересов, как правило, сужен, не простирается дальше непосредственно окружающего. Их нельзя назвать «почемучками». Они редко сами берут в руки детские книги, журналы, рассматривают картинки. Их внимание не удерживают познавательные передачи по радио, телевидению. Внутреннее побуждение к знаниям, к учению, характерное для познавательно активных детей накануне школы, у них заметно понижено.
Другое о педагогике:
Определение содержания и структуры учебно-методических рекомендаций по
моделированию для студентов технологического образования
Основное содержание курса может быть представлено как в виде традиционного учебника, так и в других формах (методическое пособие, учебно-методические рекомендации, учебно-методическое пособие, видеокурс, интерактивная компьютерная программа, Интернет-ресурсы и.т.п.). Изложение учебного материала не ...
Педагогическая защита учащегося-мигранта
При декларируемом ныне личностно-ориентированном подходе к образованию главной ценностью объявляется личность ребенка. Именно личность ученика-мигранта прежде всего нуждается в защите. Защищенность личности школьника складывается из относительно-устойчивого, надситуативного чувства собственного дос ...
Этапы проектной деятельности и педагогическое руководство ею
Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в строго определенной последовательности ее этапов. Анализируя литературу, посвященную методике формирования и развития проектных умений, можно выделить несколько основных этапов работы: 1. Работа на этапе предпроектн ...