Понятие психологической готовности детей к обучению. Низкий уровень школьной зрелости

Педагогическая теория » Диагностика детей группы риска в предшкольный период » Понятие психологической готовности детей к обучению. Низкий уровень школьной зрелости

Страница 2

Отклонения в состоянии здоровья у детей, поступающих в школу, – обязательный показатель, который должен быть учтен при определении школьной зрелости.

II. Недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности и школе.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. «Зона ближайшего развития» определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослыми. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи.

Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, так как в результате несоответствия его «зоны ближайшего развития» требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.

В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе основана на трудах Л.С. Выготского.

Школьная жизнь целиком подчинена овладению знаниями, обучению. Она значительно более строго регламентирована и протекает по своим, отличным от предыдущей жизни ребенка, правилам. Чтобы ус­пешно освоиться в новой жизни, ребенок должен быть достаточно зрелым как личность, он должен также иметь определенный уровень педагогической подготовки к школе. Школьно-незрелые дети, как правило, и в первом, и во втором отношении значительно уступают сверстникам.

Показательно при этом:

а) нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации.

Подавляющее большинство детей активно стремится в школу. В глазах ребенка она знаменует собой новый этап его взрослости. Ребенок осознает, что он уже стал достаточно большим, что он должен учиться. Дети нетерпеливо ждут начала занятий. Их вопросы, разговоры все активнее фокусируются на школе. Они психологически готовятся к новой роли, которой им надлежит овладеть - роли ученика.

Дети с низкой готовностью к школе всего этого не имеют. Пред­стоящая школьная жизнь не вошла в их сознание и не возбудила со­ответствующих переживаний. Они не ждут предстоящего посвящения в ученики. Их вполне устраивает прежняя жизнь. На вопрос: "Ты хочешь в школу?" - отвечают: "не знаю", а если дают утвердительный ответ, то, как выясняется, привлекает их к школе не содержание школьной жизни, не возможность научиться читать, писать, узнавать новое, а сугубо внешние стороны - не расставаться с товарищами из группы детского сада, иметь, как и они, ранец, портфель, носить школьную форму и другое.

б) недостаточная организованность и ответственность ребенка; неумение общаться, адекватно вести себя.

Основные нормы человеческого общения, правила поведения усваиваются детьми до школы. Тогда же у большинства из них складываются предпосылки и такого важнейшего социального качества человека, как ответственность. Своевременного формирования соответствующих качеств и умений у психологически не готовых к школе детей не произошло. Их поведение отличается неорганизованностью: они или излишне беспорядочно активны или, напротив, – чрезвычайно медлительны, безынициативны, замкнуты. Такие дети плохо осознают специфику ситуаций общения и поэтому часто неадекватно себя ведут. В играх они нарушают правила, очень трудным является для них участие в сюжетно-ролевых играх. Такие дети безответственны: легко забывают о поручениях, не переживают по поводу того, что но выполнили обещанного.

в) низкая познавательная активность.

Непременной предпосылкой успешного включения ребенка в учебную деятельность является наличие у него так называемого познавательного отношения к действительности. У большинства детей к началу школьного обучения такое отношение оказывается сформированной. Дети уже перерастают игру, преимущество игровых интересов, которые активно окрашивали дошкольный период их развития. Они начинают осознавать себя как часть большого мира, в котором живут, и активно хотят в этом мире разобраться. Они любознательны, задают много вопро­сов, настойчивы в поисках ответов на них.

Дети с низким уровнем развития познавательной активности – иные. Круг их интересов, как правило, сужен, не простирается дальше непосредственно окружающего. Их нельзя назвать «почемучками». Они редко сами берут в руки детские книги, журналы, рассматривают картинки. Их внимание не удерживают познавательные передачи по радио, телевидению. Внутреннее побуждение к знаниям, к учению, характерное для познавательно активных детей накануне школы, у них заметно понижено.

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Объективные и субъективные факторы, способствующие формированию устойчивого семантического поля учащихся
Индивидуальное семантическое поле не статично, а имеет динамику. Ряд объективных и субъективных факторов и определяет эту динамику в различных направлениях, как в сторону расширения, так и сужения. Чтобы объем семантического поля не только на иностранном, но и на родном языке учеников увеличился ка ...

Основные направления деятельности Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей» г. Оренбурга
Деятельность педагогического коллектива МУДОД «ЦЭВД», являясь личностно-ориентированной, направлена на сохранение и обеспечение целостности воспитательно-образовательного процесса, на последовательное расширение поля социализации на основе выбора личности многообразия видов деятельности, на основе ...

Анализ проведения сюжетно-ролевых игр в средней группе детского сада №53 г. Алматы
1. Сюжетно-ролевая игра "Поликлиника" Цель: раскрыть смысл деятельности медицинского персонала развивать у детей способности принимать на себя роли, развивать интерес к игре, формировать положительные отношения между детьми, воспитывать у детей уважения к труду врача. Игровой материал: иг ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru