Реформы образования проходят сейчас в большинстве развитых стран мира. И важная роль в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения.
В большинстве стран Европы (Франции, Голландии, Шотландии, Англии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и др.) все учащиеся до 6-го года обучения в основной общеобразовательной школе формально получают одинаковую подготовку. К 7-ому году обучения ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта продолжения образования в основной школе – «академический», который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию и «профессиональный», в котором обучаются по упрощенному учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины. При этом многие ученые-педагоги европейских стран считают нецелесообразной раннюю, то есть в основной школе, профилизацию.
В США профильное обучение существует на последних двух или трех годах обучения в школе. Учащиеся могут выбирать три варианта профиля: академический, общий и профессиональный, в котором дается предпрофильная подготовка. Вариативность образовательных услуг в них осуществляется за счет расширения спектра различных учебных курсов по выбору. При этом, прежде всего учитываются запросы и пожелания родителей, планирующих профиль для своих детей.
Анализ зарубежного опыта позволяет выделить следующие общие для всех изученных стран черты организации обучения в старшем звене средней школы.
Старшие (полные) средние школы во всех развитых странах являются профильными, т.е. осуществляют профильное обучение.
Как правило, профильное обучение охватывает 3, реже 2 последних года обучения в школе.
Доля учащихся, продолжающих обучение в профильной школе, неуклонно возрастает во всех странах и составляет в настоящее время не менее 70%.
Количество направлений дифференциации, которые можно считать аналогами профилей, невелико. От двух (академический и неакадемический (общий)) в англоязычных странах до трех (естественные науки, филология, социально-экономический) во Франции, «язык-литература-искусство», «социальные науки», «математика - точные науки - технология» в Германии.
Организация профильной подготовки различается по способу формирования индивидуального учебного плана обучающегося: от достаточно жесткого фиксированного перечня обязательных учебных курсов (Франция, Германия) до возможности набора из множества курсов, предлагаемых за весь период обучения (Англия, Шотландия, США и др.). Как правило, школьники должны выбрать не менее 15 и не более 25 учебных курсов, продолжительностью до одного семестра. Аналогами таких курсов в России можно было бы считать учебные модули, из которых возможно строить множество самостоятельных курсов.
Количество обязательных учебных предметов (курсов) по сравнению с основной школой существенно меньше. Среди них в обязательном порядке присутствуют: естественные науки, иностранные языки, математика, родная словесность, физическая культура.
Как правило, старшая профильная школа выделяется как самостоятельный вид образовательного учреждения: лицей во Франции, гимназия – в Германии, «высшая» школа – в США.
Дипломы (свидетельства) об окончании старшей школы (профильной школы), как правило, дают право прямого зачисления в высшие учебные заведения. Хотя имеются некоторые исключения – например, во Франции прием в медицинские и военные вузы проходит на основе вступительных экзаменов.
Другое о педагогике:
Использование интерактивных технологий в образовательном процессе
Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в ВУЗе. Интерактивность («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) означает взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ор ...
История развития миграционной педагогики в России
Понятие «мигрантская (миграционная) педагогика» в своем развитии в педагогической науке и практике России (как и в США) основывается на важнейших идеях гуманистической психологии, педагогики, процессах демократизации, толерантности, мультикультурализма. Выбор этих идей в качестве доминирующих и цел ...
Сущность и структура сюжетно-ролевой игры
Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Главное изменение в по ...