Реформы образования проходят сейчас в большинстве развитых стран мира. И важная роль в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения.
В большинстве стран Европы (Франции, Голландии, Шотландии, Англии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и др.) все учащиеся до 6-го года обучения в основной общеобразовательной школе формально получают одинаковую подготовку. К 7-ому году обучения ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта продолжения образования в основной школе – «академический», который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию и «профессиональный», в котором обучаются по упрощенному учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины. При этом многие ученые-педагоги европейских стран считают нецелесообразной раннюю, то есть в основной школе, профилизацию.
В США профильное обучение существует на последних двух или трех годах обучения в школе. Учащиеся могут выбирать три варианта профиля: академический, общий и профессиональный, в котором дается предпрофильная подготовка. Вариативность образовательных услуг в них осуществляется за счет расширения спектра различных учебных курсов по выбору. При этом, прежде всего учитываются запросы и пожелания родителей, планирующих профиль для своих детей.
Анализ зарубежного опыта позволяет выделить следующие общие для всех изученных стран черты организации обучения в старшем звене средней школы.
Старшие (полные) средние школы во всех развитых странах являются профильными, т.е. осуществляют профильное обучение.
Как правило, профильное обучение охватывает 3, реже 2 последних года обучения в школе.
Доля учащихся, продолжающих обучение в профильной школе, неуклонно возрастает во всех странах и составляет в настоящее время не менее 70%.
Количество направлений дифференциации, которые можно считать аналогами профилей, невелико. От двух (академический и неакадемический (общий)) в англоязычных странах до трех (естественные науки, филология, социально-экономический) во Франции, «язык-литература-искусство», «социальные науки», «математика - точные науки - технология» в Германии.
Организация профильной подготовки различается по способу формирования индивидуального учебного плана обучающегося: от достаточно жесткого фиксированного перечня обязательных учебных курсов (Франция, Германия) до возможности набора из множества курсов, предлагаемых за весь период обучения (Англия, Шотландия, США и др.). Как правило, школьники должны выбрать не менее 15 и не более 25 учебных курсов, продолжительностью до одного семестра. Аналогами таких курсов в России можно было бы считать учебные модули, из которых возможно строить множество самостоятельных курсов.
Количество обязательных учебных предметов (курсов) по сравнению с основной школой существенно меньше. Среди них в обязательном порядке присутствуют: естественные науки, иностранные языки, математика, родная словесность, физическая культура.
Как правило, старшая профильная школа выделяется как самостоятельный вид образовательного учреждения: лицей во Франции, гимназия – в Германии, «высшая» школа – в США.
Дипломы (свидетельства) об окончании старшей школы (профильной школы), как правило, дают право прямого зачисления в высшие учебные заведения. Хотя имеются некоторые исключения – например, во Франции прием в медицинские и военные вузы проходит на основе вступительных экзаменов.
Другое о педагогике:
Пионерское движение – способ воспитания социальной активности детей
В 1921 г., в условиях НЭПа, государство вынуждено было пойти на значительное сокращение школьных и детских учреждений. Усугубили положение неурожай 1921 г. и голод в Поволжье. В стране насчитывалось 7 млн. беспризорных. В этих условиях численность комсомола сократилась почти в два раза: с 482 тыс. ...
Социальная работа как профессия
Первое упоминание о социальной работе как таковой относится к 1750 г. до н. э. Первые программы профессиональной подготовки социальных работников появились в конце XIX века в Амстердаме, затем в Берлине, Лондоне, что означало переход социальной работы на профессиональный уровень, когда в постановке ...
Методика разработки экспериментальных уроков с применением
игрового и соревновательного методов обучения
физический подготовленность учащийся методика В соответствии с задачами исследования нами были разработаны экспериментальные уроки физической культуры с включением игрового и соревновательного методов, направленные на развитие двигательных умений и навыков, совершенствования физических качеств. Упр ...