Современные методы обучения одаренных детей информатике

Страница 1

Ученик не может открывать истины для человечества, но уже известные другим знания он должен открыть или переоткрыть для себя.

В.А. Брушлинский. О субъекте мышления и творчества.

В обучении информатике одаренных детей параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, работа с учебником, лекция);

-Наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

-Практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);

-Проблемное обучение;

-Метод проектов;

-Ролевой метод.

В начальных классах для обучения одаренных детей наиболее часто применяются такие методы как словесные, наглядные. Например, на уроках по введению понятия «информация» дети на известных для них примерах узнают, что может быть источником и приёмником информации, что можно делать с информацией, что в зависимости от решаемой задачи необходимо производить отбор полезной (нужной) информации. Понятие «информация» - определяющее для предмета. Усвоив его, одаренным школьникам легче дается следующие понятия «обработка и кодирование информации», причём сначала они сами учатся обрабатывать информацию и знакомятся со всевозможными условностями, с помощью которых можно информацию сделать доступной не для всех.

На уроках по кодированию информации одаренные дети уже в начальной школе узнают основу довольно сложной системы устройства памяти и работы компьютера, что в последующих классах им должно помочь усваивать материал быстрее, т.к. будет продолжение темы на более высоком уровне, а у них уже есть начальный объем знаний по этой теме. Затем встает необходимость знакомства с фундаментальными знаниями о компьютере, причем именно теоретическими. Дети должны четко представлять, что входит в минимальный состав аппаратной реализации компьютера, назначение основных устройств. Только после этих уроков одаренные школьники, особенно у кого вообще не было возможности реально познакомиться с ПК вне занятий, будут работать за компьютером с большим пониманием происходящего и главное со смыслом, а не чисто механически, выполняя указания преподавателя.

Причем хотим отметить, что на сегодняшний момент у кого дома есть компьютер, отношение к этой технике в домашнем интерьере по большей части как к игрушке, особенно у детей, и редко кто из родителей с детства воспитывает другое, более серьезное отношение к этой технике. Поэтому раннее знакомство ведет к раннему формированию как информационно-технологического мировоззрения, так и более высоким навыкам работы на компьютере.

Как же донести учебный материал до одаренных учащихся? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет?

Во-первых, в начале каждой новой темы по информатике показывать её связь с предыдущими занятиями, использовать простой и ясный язык, делая логические переходы от одной посылки к другой и используя знакомую лексику, при вводе же новых терминов – делать это четко, но только там, где это необходимо.

Во-вторых, по возможности, включать в уроки информатики, заранее подготовленные компьютерные презентации с последовательностью излагаемых положений или технологией работы с изучаемым программным средством.

В-третьих, при работе за компьютером у каждого одаренного школьника формируется индивидуальный темп выполнения задания, но необходим контроль темпа практических работ и оказание помощи нуждающемуся в ней ученику.

В-четвертых, в каждый момент своей работы учащиеся с высокими познавательными способностями должны знать, чем именно они занимаются и к чему им надо стремиться, тогда ученики трудятся с большой охотой и желанием над отработкой даже самых рутинных навыков, если заранее знают результат, к которому надо стремиться.

Тема урока: «Устройство компьютера. Оперативная память»

Тип урока: комбинированный (объяснение нового материала с элементами урока-практикума)

Логика построения урока:

Организация и мотивация учащихся к деятельности на уроке

Актуализация субъектного опыта учащихся, ценностных, личностных смыслов

Организация восприятия нового материала на основе наглядного материала

Организация осмысления

Первичная проверка понимания нового материала

Синтез: организация первичного закрепления и самостоятельный анализ учебной информации

Применение полученных знаний в практикуме

Рефлексия

Практикум

Триединая дидактическая цель:

а) познавательный аспект: обеспечить усвоение учащимися с высокими познавательными потребностями особенностей построения компьютера, визуального восприятия материала урока; принципа работы оперативной памяти и порядка следования устройств, входящих в состав аппаратной реализации ПК.

б)развивающий аспект: обеспечить развитие дивергентного мышления.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Специальное образование в Японии
Образование детей-инвалидов в Японии называлось «специальным образованием», но с 2007 года стал употребляться термин «специализированное образование». Все специальные школы, школы для слепых и глухонемых детей стали называться школами для детей со специализированными нуждами. Дети с тяжелыми наруше ...

Организация профильного обучения
Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» , где ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной ш ...

Расчет сметной стоимости проекта
Целью данного раздела является определение сметной стоимости разработки проекта «Разработка элементов УМК дисциплины «Формообразование». Сметная стоимость разработки проекта – это общая сумма затрат на его выполнение. Основные задачи: рассчитать общую сумму расходов по следующим калькуляционным ста ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru