Современные методы обучения одаренных детей информатике

Страница 2

в) воспитательный аспект: обеспечить развитие ценностно-смысловой культуры учащихся с высокой мотивацией и познавательной активностью.

На уроках информатики в начальной школе в условиях обычной классно-урочной системы учителями успешно используются следующие методы и формы обучения, позволяющие эффективно построить учебный процесс с учетом специфических особенностей личности одаеренного школьника:

диалоги;

работа в группах;

игровые методики;

информационные минутки;

эвристический подход.

Методы и приемы применения средств ИКТ в процессе обучения информатике направлены на формирование компетенций в области информационной деятельности школьников с высокими познавательными потребностями, воспитание их информационной культуры. Рассматривая информатику в ряду с другими общеобразовательными дисциплинами, можно назвать общедидактические методы:

объяснительно-иллюстративные

репродуктивные

исследовательские

коррекции знаний учащихся, стимулирования и мотивации обучения и др.

Применение средств ИКТ вносит определенную специфику в известные общедидактические методы обучения одаренных детей в начальной школе. Так, объяснительно-иллюстративные методы при использовании мультимедийного проектора могут заметно повышать познавательную активность одаренных учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности (анимация, звук, видео и другие мультимедийные эффекты). Когда учитель самостоятельно разрабатывает мультимедийный дидактический материал, он может использовать региональный краеведческий материал, что усиливает воспитательный момент урока.

Репродуктивные методы обучения при использовании компьютерных обучающих систем приобретают свойства личностно-ориентированного обучения, при котором высокомотивированные учащиеся получают возможность выстраивать индивидуальные образовательные траектории в зависимости от успешности обучения и личностных психологических качеств (восприятия, памяти, мышления и пр.). В процессе работы с обучающими системами можно активизировать методы коррекции знаний учащихся с высоким желанием познавать, не затрачивая дополнительное время учителя. Эти средства образовательного назначения так же могут являться средством стимулирования и повышения мотивации обучения, а так же средством повышения познавательного интереса одаренных учащихся, поскольку известно, что для них возможность поработать за компьютером дополнительное время является сильным стимулом.

Наряду с общедидактическими методами обучения одаренных детей на уроках информатики применяют частнометодические. Так, при изучении раздела "Алгоритмизация и программирование" применяют такие методы, как ролевое исполнение алгоритма, "черный ящик", приемы: усложнение задачи, "найди ошибку в алгоритме", таблица значений и др. (более подробно см. Софронова Н. В. Теория и методика обучения информатике. - М.: Высшая школа, 2004 г.).

На пропедевтическом уровне обучения информатике одаренных детей рекомендуется активизировать игровые формы обучения, например, информационные игры. Под информационными играми будем понимать игры, основанные на информационных процессах: передача, обработка, кодирование и декодирование информации и пр. Например, игры на передачу информации (в этих играх, как правило, задействованы невербальные каналы передачи информации). Дидактическое значение этих игр весьма высоко. Действительно, навыки передачи информации невербальными каналами (мимика, жест, поза, жестикуляция и пр.) имеют важное значение в повседневной жизни школьников с высокими познавательными интересами, и будут иметь еще большее значение в будущей активной социальной и профессиональной деятельности. Однако в школе нет таких уроков, где бы школьников учили владеть этими способами передачи информации. Умение верно передать смысл сообщения не только словами, но и "общим выражением тела" очень пригодится учащимся в жизни, поэтому этому надо учить, в том числе, и на уроках информатики.

Например, шарады - это быстрые и зажигательные игры на угадывание, в которые можно играть самыми разными способами. В них могут играть всего несколько игроков или целый класс. Один игрок (или команда, в зависимости от того, какой вариант игры выбран) представляет какое-нибудь слово или фразу в пантомиме, в то время как остальные пытаются угадать, что он имел в виду. Представление можно проводить в полном молчании. Можно использовать условные движения - движения, о значении которых договорились заранее, показывающему пантомиму запрещено говорить.

Таким образом, попытки обучать одаренных детей не так как всех остальных предпринимались и продолжают предприниматься. Разрабатываются методики обучения одаренных детей, проводятся эксперименты, открываются школы-лаборатории и т.д. К сожалению, мы очень мало знаем о результатах, к которым пришли эти эксперименты. Поэтому решили провести свой эксперимент и проверить на практике, как же все-таки следует обучать одаренных детей и к каким результатам приводит исследовательский метод обучения? Об этом мы поговорим во второй главе.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru