Вопросы развития образования, биологического в том числе, в современных условиях не могут рассматриваться вне контекста его взаимосвязей с наукой, научно-техническим прогрессом, динамичными процессами, происходящими во всех областях социально-экономической деятельности человека. Одной из приоритетных тенденций в науке по-прежнему остается интеграция различных наук и сфер человеческой деятельности. Интеграция содержания родственных (и не только) учебных предметов представляется весьма перспективным направлением совершенствования всей системы образования, в том числе школьного.
Мы исходим из того, что науки разделены не естественным путем, а лишь из соображений удобства. Природа вовсе не заинтересована в подобном разделении, и многие интересные явления лежат именно на стыке разных областей науки. Такой подход требует совершенствования методик обучения на основе философской концепции научных знаний. Ее можно назвать концепцией синтагмы (от греч. — syntagma — нечто соединенное). Синтагма представляет собой особую систему знаний, построенную из разнообразных по своему происхождению подсистем, объединяемых для решения определенного комплекса задач, весьма сложных, неоднородных и не поддающихся решению на основе какой-либо одной научной дисциплины. Образование синтагмы происходит не путем механического сближения различных дисциплин, а путем выделения из них определенных блоков содержания, результатов, средств, форм и методов, которые используются для решения комплекса задач. Возможность формирования синтагмы обусловлена закономерностями ассоциативного мышления человека. Ю.А.Самарин, исследовавший значение ассоциативных процессов в познавательной деятельности человека, отмечал, что ассоциации — это «связи, отражающие объективно существующие отношения реальной действительности» и их значение в познании различно.
Взяв за основу взгляды Ю.А.Самарина о развитии умственной деятельности на базе усложнения ассоциаций: от локальных — к частносистемным, внутрисистемным и межсистемным, мы выделяем уровень межпредметного философского и общенаучного обобщения как предпосылку возникновения синтагмы. Межсистемные ассоциации и связанный с ними высокий уровень обобщения охватывают разные системы знаний, способов деятельности и способствуют обобщению этих систем, как в теории, так и в практике, стимулируя преобразование обобщений во взгляды и убеждения личности. Это способствует формированию у школьников более высокого уровня «современного научно-теоретического мышления», чем тот, на который ориентирует традиционный подход в построении школьного образования.
Постановка данной проблемы во многом вызвана имеющимися в настоящее время противоречиями: с одной стороны — между мощным потоком новой информации и ее слабым отражением в программно-методическом обеспечении образовательного процесса; между традиционным содержанием и методикой обучения и новыми требованиями научно-технического и социально-экономического развития; а с другой стороны — между содержанием современного школьного образования и уровнем знаний, умений и развития учащихся.
Сложившаяся система школьного образования включает значительный объем естественно-научных знаний, формируемых в процессе изучения отдельных учебных дисциплин. Такой подход к изучению природы не позволяет сформировать у учащихся целостное представление об окружающем мире, месте и роли человека в нем, не способствует пониманию глобальных экологических проблем и комплексному подходу к их решению, затрудняет выработку практических умений, необходимых для жизни. Опыт реализации интегрированного курса «Естествознание» оказался недостаточно эффективным, и, несмотря на то, что многие школы страны продолжают его реализацию, проблема по-прежнему осталась нерешенной.
Другое о педагогике:
Технология модульного обучения
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике нашего времени. Наиболее полно основы модульного обучения разработаны и изложены в монографии П.Ю. Цявичене. Сущность модульного обучения сос ...
Дидактическая концепция К.Д. Ушинского как система развивающего обучения
В середине XIX века во главе с К.Д. Ушинским активно всесторонне изучалась и разрабатывалась теория развивающего обучения. Идеи К.Д. Ушинского были развиты его последователями: Н. А. Корф, В. П. Вахтеров, Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, Д.Д. Семенов, Д.И. Тихомиров, В.Я. Стоюнин и другие. Теория разв ...
Особенности формирования операций логического мышления
у детей старшего дошкольного возраста
В рамках культурно-исторической теории высших психических функций Л.С. Выготского проблема мышления рассматривается как проблема умственного развития ребенка. Отстаивая формулу «выведение индивидуального из социального». Л.С. Выготский писал: «Все высшие психические функции суть интериоризованные о ...