Экологические и биологические экскурсии как метод формирования нового экологического мировоззрения

Педагогическая теория » Формирование нового экологического мировоззрения на уроке экологии и биологии » Экологические и биологические экскурсии как метод формирования нового экологического мировоззрения

Страница 1

Вопросы развития образования, биологического в том числе, в современных условиях не могут рассматриваться вне контекста его взаимосвязей с наукой, научно-техническим прогрессом, динамичными процессами, происходящими во всех областях социально-экономической деятельности человека. Одной из приоритетных тенденций в науке по-прежнему остается интеграция различных наук и сфер человеческой деятельности. Интеграция содержания родственных (и не только) учебных предметов представляется весьма перспективным направлением совершенствования всей системы образования, в том числе школьного.

Мы исходим из того, что науки разделены не естественным путем, а лишь из соображений удобства. Природа вовсе не заинтересована в подобном разделении, и многие интересные явления лежат именно на стыке разных областей науки. Такой подход требует совершенствования методик обучения на основе философской концепции научных знаний. Ее можно назвать концепцией синтагмы (от греч. — syntagma — нечто соединенное). Синтагма представляет собой особую систему знаний, построенную из разнообразных по своему происхождению подсистем, объединяемых для решения определенного комплекса задач, весьма сложных, неоднородных и не поддающихся решению на основе какой-либо одной научной дисциплины. Образование синтагмы происходит не путем механического сближения различных дисциплин, а путем выделения из них определенных блоков содержания, результатов, средств, форм и методов, которые используются для решения комплекса задач. Возможность формирования синтагмы обусловлена закономерностями ассоциативного мышления человека. Ю.А.Самарин, исследовавший значение ассоциативных процессов в познавательной деятельности человека, отмечал, что ассоциации — это «связи, отражающие объективно существующие отношения реальной действительности» и их значение в познании различно.

Взяв за основу взгляды Ю.А.Самарина о развитии умственной деятельности на базе усложнения ассоциаций: от локальных — к частносистемным, внутрисистемным и межсистемным, мы выделяем уровень межпредметного философского и общенаучного обобщения как предпосылку возникновения синтагмы. Межсистемные ассоциации и связанный с ними высокий уровень обобщения охватывают разные системы знаний, способов деятельности и способствуют обобщению этих систем, как в теории, так и в практике, стимулируя преобразование обобщений во взгляды и убеждения личности. Это способствует формированию у школьников более высокого уровня «современного научно-теоретического мышления», чем тот, на который ориентирует традиционный подход в построении школьного образования.

Постановка данной проблемы во многом вызвана имеющимися в настоящее время противоречиями: с одной стороны — между мощным потоком новой информации и ее слабым отражением в программно-методическом обеспечении образовательного процесса; между традиционным содержанием и методикой обучения и новыми требованиями научно-технического и социально-экономического развития; а с другой стороны — между содержанием современного школьного образования и уровнем знаний, умений и развития учащихся.

Сложившаяся система школьного образования включает значительный объем естественно-научных знаний, формируемых в процессе изучения отдельных учебных дисциплин. Такой подход к изучению природы не позволяет сформировать у учащихся целостное представление об окружающем мире, месте и роли человека в нем, не способствует пониманию глобальных экологических проблем и комплексному подходу к их решению, затрудняет выработку практических умений, необходимых для жизни. Опыт реализации интегрированного курса «Естествознание» оказался недостаточно эффективным, и, несмотря на то, что многие школы страны продолжают его реализацию, проблема по-прежнему осталась нерешенной.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Обобщение разработок отечественных школ миграционной педагогики
Миграционная педагогика в последние годы получает все более широкое распространение и в нашей стране. Отдельные научно-прикладные разработки в этой отрасли, которые можно обобщить в виде таблицы, внедряются в общую практику образования. № № пп.п Темы исследования Внедряемые разработки База внедрени ...

Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста
Изобразительное искусство - это отражение окружающей действительности художником в художественных образах и выражение своего отношения к жизни средствами формы, цвета, композиции. Подлинный эстетический вкус у дошкольников мы можем воспитывать путем отбора объектов, наиболее близких для детского во ...

Теоретические подходы в экономическом воспитании
Экономическое воспитание – еще одна из граней воспитательного процесса дошкольников. Потребность в нем была всегда, но значимость усилилась в период реформ 1990-х годов, и стремления нашей экономики к рыночным отношениям. В советские времена ребенок мог знать о наличии денег, например, в жизни вооб ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru