Экологические и биологические экскурсии как метод формирования нового экологического мировоззрения

Педагогическая теория » Формирование нового экологического мировоззрения на уроке экологии и биологии » Экологические и биологические экскурсии как метод формирования нового экологического мировоззрения

Страница 3

Развивающая функция реализуется путем формирования у школьников системы обобщенных умений межпредметного характера на основе усвоения связей между способами учебно-познавательной и практической деятельности учащихся.

Реализация в обучении подходов, в основе которых лежит перестройка и конструирование нового содержания образования, новых методов и форм организации учебно-воспитательного процесса, характеризует конструктивную функцию комплексного подхода.

Основаниями для выделения комплексного подхода в самостоятельный методический аспект являются, по нашему мнению, следующие признаки:

• социальная направленность;

• всеобщность;

• организационно-управленческая направленность;

• отражение целостных структурно-функциональных свойств процесса обучения, единство его функций;

• обращенность к внутренним и внешним сторонам взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся.

Комплексный подход содействует реализации всех функций обучения: формированию системных знаний, обобщенных познавательных умений, широких познавательных интересов, потребностей, мировоззренческих отношений и убеждений.

Его успешное применение связано с «мультипликационным эффектом», т.е. умножением результатов познания в отдельных учебных предметах, так что конечный итог не равняется сумме отдельных результатов, а превышает его за счет уплотнения знаний учащихся.

Комплексный подход при изучении основ естественных наук способствует выработке системных представлений и понятий, постепенно подводящих к пониманию взаимной связи и причинной обусловленности природных явлений, их познаваемости. Он обеспечивает системное построение процесса обучения, что предполагает взаимосвязь его основных компонентов (целей, содержания, методов, форм, средств), активную деятельность и взаимодействие всех субъектов обучения, создание оптимальных условий для осуществления учебно-воспитательного процесса.

Комплексный подход реализует комплексное решение учебно-воспитательных задач; объединение компонентов содержания образования внутрипредметного и межпредметного характера, их обобщение на уровне понятий, теорий, способов и видов деятельности. Он предполагает комплексное использование всех познавательных средств (принципов, содержания, методов) и форм обучения (коллективной, групповой, индивидуальной; комплексных экскурсий, межпредметных конференций, семинаров, интегрированных уроков), а также средств обучения (наглядных пособий, дидактических материалов). Комплексный подход предусматривает комплексную многоуровневую, методику анализа и оценки результатов обучения (схема 1).

Этот подход в обучении биологии может быть использован для интеграции знаний и умений учащихся из разных предметов естественно - научного цикла, интеграции компонентов содержания с целью создания интегрированных курсов, разработки интегрированных уроков, семинаров, межпредметных конференций, комплексных экскурсий, т.е. интеграция, как внутренняя сторона процесса обучения, осуществляется в рамках его же организационных форм

На наш взгляд, идея комплексного подхода к изучению природы наиболее успешно реализуется в ходе экскурсионной работы.

Мы рассматриваем комплексную экскурсию как форму организации обучения и воспитания школьников, которая обеспечивает формирование у учащихся знаний, умений, навыков, норм, ценностей по различным предметам, являющихся опорными при изучении взаимосвязей в природе, деятельности человека по использованию и охране природных богатств.

В качестве отличительных признаков комплексных экскурсий мы выделяем следующие:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Лингводидактический аспект формирования связной речи у детей
Под речевой деятельностью следует понимать деятельность (поведение) человека, в той или иной мере опосредованную знаками языка. Более узко под речевой деятельностью следует понимать такую деятельность, в которой языковый знак выступает в "стимула-средства", т.е. такую деятельность, в ходе ...

Структурность современного мирового образовательного пространства
Мировое образование полиструктурно: для него характерны пространственная (территориальная) и организационная структуры. Полиструктурность мирового образования позволяет осуществить анализ метаблоков, макрорегионов и состояния образования в отдельных странах. В мире выделяют типы регионов по признак ...

Формирование мирового образовательного характера
Для мирового образовательного пространства характерны такие свойства, как динамичность, интернациональность и разная плотность связей между составляющими и концентрации образовательных систем. Мировое образовательное пространство как система отвечает принципу взаимосвязи системы и среды. Его формир ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru