Экологические и биологические экскурсии как метод формирования нового экологического мировоззрения

Педагогическая теория » Формирование нового экологического мировоззрения на уроке экологии и биологии » Экологические и биологические экскурсии как метод формирования нового экологического мировоззрения

Страница 4

• комплексирование учебно-воспитательных задач;

• межпредметный характер содержания;

• рациональное сочетание различных методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся;

• межпредметность заданий, обеспечивающих формирование целостного представления учащихся о природных явлениях;

• взаимосвязь видов учебно-познавательной и учебно-практической деятельности учащихся;

• взаимосвязь экскурсий с предшествующими ее проведению и последующими формами организации учебно-воспитательного процесса.

С позиции теории межпредметных связей мы рассматриваем комплексные экскурсии как важнейшее дидактическое и методическое средство, позволяющее создать у учащихся целостное представление о природе; показать тесное переплетение физических, химических, геологических, биологических процессов, протекающих в ней.

Содержание таких экскурсий отражает природно-климатические, географические, флористические, фаунистические особенности региона. Это придает процессу обучения необходимую социальную значимость, способствует развитию у школьников познавательного интереса, прикладной направленности учебно-воспитательного процесса, высокой эмоциональности.

Использование комплексных экскурсий в процессе изучения всех разделов курса биологии дает возможность существенно обновить их содержание без значительного увеличения объема биологической информации за счет разработки методической стороны их организации. Главная идея комплексного подхода к изучению природы на таких экскурсиях заключается в выделении из общего объема общебиологических знаний базисных, способствующих формированию понятий о целостности природы, взаимосвязи и взаимообусловленности природных объектов, явлений, процессов.

Под комплексным подходом к организации и проведению таких экскурсий мы понимаем использование знаний из различных учебных предметов (природоведения, географии, физики, химии), при сохранении базовой дисциплины биологии, а также комплекса методов (в том числе и методов научного познания), приемов, средств и условий организации учебно-познавательной и предметно-практической деятельности учащихся, которые должны обеспечить наиболее эффективное решение поставленных учебно-воспитательных задач.

Этот подход способствует:

• организации учебно-воспитательного процесса с большей степенью подготовленности учащихся к изучению нового материала с учетом их индивидуальных особенностей;

• внедрению индивидуальных методов обучения, в том числе и активных (проблемных, алгоритмических, исследовательских и др.);

• организации обучения на базе интенсивного чередования фронтальной, групповой, индивидуальной учебной деятельности.

Ведущая идея комплексного подхода к изучению природных объектов на биологических экскурсиях - междисциплинарность, которая раскрывается:

• во включении в комплекс взаимосвязанных знаний умений из различных предметов;

• в осуществлении интеграции и дифференциации учебного материала;

• в решении в комплексе задач образования, воспитания и развития учащихся с помощью создания учебных проблем.

Комплексный подход к организации экскурсионной работы содействует обобщению ведущих биологических понятий и одновременному развитию умений сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи и на этой основе делать мировоззренческие выводы.

Анализируя проблему реализации комплексного подхода к изучению природных объектов на экскурсиях, мы установили, что в методике преподавания разделов курса биологии отсутствуют конкретные методические рекомендации по отбору содержания для комплексного рассмотрения, по способам осуществления межпредметных комплексных связей. Мысль об интеграции знаний на экскурсиях не получила еще широкого распространения и должного развития.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Особенности методики обучения детей младшего школьного возраста
В процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста применяются методы упражнения, методы использования слова и методы обеспечения наглядности. Применительно к возрасту занимающихся привлечение названных методов сопряжено с некоторыми особенностями, на которые учителю следует обрати ...

Физическое развитие
Физическое развитие - это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей. Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей. 1. Показатели ...

Программирование на языке Object Pascal
В данном параграфе рассматривается язык Object Pascal, используемый в системе визуального программирования Delphi фирмы Borland. Object Pascal обеспечивает значительно более высокую скорость разработки программ за счет обнаружения на этапе компиляции программы ряда ошибок, которые компилятор языка ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru