Общие данные о развитии лексики в онтогенезе

Страница 1

Вопросу развития лексики посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс рассматривается в различных аспектах, таких как: психофизиология, психология, лингвистика и психолингвистика.

Первоначально новое слово возникает у ребенка как непосредственная связь между конкретным словом и предметом.

Первая стадия развития детских слов протекает по типу условных рефлексов, когда новое слово - условный раздражитель, ребенок связывает с предметом, а в дальнейшем и воспроизводит его.

В возрасте от 1,5 до 2 лет ребенок переходит от пассивного к активному расширению своего словаря в период использования вопросов типа «что это?», «как это называется?».

В конце первого и начале второго года жизни у ребенка развивается подражательность, многократное повторение нового слова. В этот период развития в речи ребенка появляются первые слова, так называемые лепетные, представляющие собой фрагмент услышанного ребенком слова, состоящие в основном из ударных слогов. Л.С. Выготский подчеркивал, что в процессе развития ребенка слово изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой связей и становится обобщением более высокого типа. По данным А.Н. Гвоздева, в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается примерно 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов и 0,9% междометий и частиц.

Развитие лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности, когда освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности через общение со взрослыми.

На овладение ребенком родным языком, по мнению С.Н. Цейтлин, влияет не только речевая среда, но и социальная, в которой воспитывается ребенок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально-культурного уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком в процессе общения.

По мнению Смирновой Е.О.,развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.

Стоит отметить, что формирование разных сторон языка (фонетики, лексики, грамматики) протекает неравномерно - на различных этапах развития на передний план выдвигается та или иная сторона. Арушанова А.Г. считает, что на каждом этапе жизни ребенка формирование грамматического строя языка ребенка приобретает специфические тенденции и новые взаимосвязи с развитием сторон языка.

Если сравнивать пути усвоения лексики детьми с нормальной речью и пути становления детской речи при нарушении ее развития, то можно отметить определенные сходства: какая бы форма патологии речи (при сохранном интеллекте) ни была присуща ребенку, он не минует в своем развитии трех основных периодов, которые выделил Гвоздев А.Н. в его исследовании «Вопросы изучения детской речи».

Первый период - (от 1г. 3мес. до 1г. 10мес.). Период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются.

Второй период – (от 1г. 10мес. до 3 лет). Период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения.

Третий период - (от 3 до 7 лет) период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений. На третьем году жизни происходит активное использование непроизвольных высказываний, состоящих из одного-двух простых предложений. На четвертом году жизни появляется словообразование в тесной связи с расширением словаря. Начинается формирование высказываний – коротких рассказов. Активно осваивается звукопроизношение, главным образом через игры со звукоподражанием.

Пятый год жизни - становление произвольности речи, формированием фонематического восприятия, осознанием простейших языковых закономерностей.

Шестой и седьмой год жизни - этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука. В старшем дошкольном возрасте происходит также становление скоординированного диалога со сверстниками, развитие субъектности и инициативности в диалоге со взрослым.

В процессе формирования лексики происходит уточнение значения слова. Стоит отметить, что значение слова полисемантично, расплывчато. Одно и то же слово может означать и предмет, и признак, и действие. Параллельно с этим происходит развитие структуры значения слова. Слово приобретает различное значение в зависимости от интонации.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Урок систематизации и обобщения изученного материала
Дидактическая цель данного типа урока сводится к обобщению и систематизации знаний, изученного материала. Обычно эти уроки, близкие по своему типу к урокам повторения, проводятся в конце четверти или учебного года. Специфика их заключается в том, что учитель для систематизации и обобщения выделяет ...

Классификация задач
К настоящему времени накоплено огромное количество задач. Все они различны по сложности, содержанию, способам решения. Возникает проблема их классификации. Такая классификация важна для учителя, т. к. она позволила бы ему избежать односторонности в выборе задач и осуществлять этот выбор на основе д ...

Основные формы и методы организации занятий по моделированию основы женского платья
Метод (methodos) по-гречески — «путь», «способ поведения». Под методом обучения понимается систематически применяемый способ работы преподавателя со студентами, позволяющий студентам развивать свои умственные способности и интересы, овладевать знаниями и умениями, а также использовать их на практик ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru