Общие данные о развитии лексики в онтогенезе

Страница 2

В качестве основных компонентов значения слова Леонтьев А.А. выделяет следующие:

1. денотативный компонент, т.е. отражение в значении слова особенностей денотата;

2. понятийный, или концептуальный, или лексико-семантический, компонент, отражающий формирование понятий, отражение связей слов по семантике;

3. коннотативный компонент – отражение эмоционального отношения говорящего к слову;

4. контекстуальный компонент значения слова.

Выготский Л.С. подчеркивал, что значение слова развивается в двух аспектах:

смысловом, когда в процессе развития ребенка изменяется отнесенность слова к предмету, в которую включается данный предмет.

системном, связаннным с тем, что меняется система психических процессов, которая стоит за данным словом.

Обогащение жизненного опыта ребенка, общение с окружающими его людьми приводят к постепенному увеличению роста словаря.

Архипова Е.Ф. показывает, как меняется качественный состав словарного запаса в дошкольный период:

4-й год жизни – словарь пополняется названиями действий и предметов, с которыми дети сталкиваются в быту: части тела у животных и человека, предметы обихода, некоторые цвета, формы, физические качества, свойства действий. Появляется способность обозначать определенным словом группу предметов. Дети знают определенные материалы, их качества и свойства, умеют обозначать ориентиры во времени и пространстве.

5-й год жизни – активное использование названий предметов, входящих в тематические циклы: продукты питания, предметы обихода, овощи, фрукты, различные материалы.

6-й год жизни – дифференцированные по степени выраженности качества и свойства, расширяются знания, формируются видовые и родовые понятия.

7-й год жизни – подбор антонимов и синонимов к словосочетаниям, усвоение многозначности слов, самостоятельное образование сложных слов, подбор, родственных слов.

В литературе отмечаются некоторые расхождения в отношении абсолютного состава словаря и его прироста.

Вильям Штерн, приводит такие средние цифры для словаря детей в возрасте от 1,6 до 6 лет: к полутора годам у ребенка насчитывается около 100 слов, к 2 годам - 300-400, к 3 годам -1000-1100, к 4 годам - 1600, к 5 годам - 2200 слов.

Шарлотта Бюллер, сопоставляя данные изучения словаря 30 детей в возрасте от 1 года до 4 лет, указывает для каждого возраста минимальный и максимальный словарь и показывает существующие в этом отношении индивидуальные различия: 1 год - минимальный словарь - 3 слова, максимальный словарь - 58 слов, полтора года - 44 и 383 слов соответственно, 2 года - 45 и 1227 слов, 2 года 6 месяцев - 171 и 1509 слов

Логинова В.И. отмечала, что в 1 год ребенок активно владеет 10-12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3-3,5 тысяч слов.

Аркин Е.А. приводит такие данные о росте словаря: 1 год 9 слов, полтора года - 39 слов, 2 года - 300 слов, 3 года 6 месяцев - 1110 слов, 4 года - 1926 слов. По данным Е.А. Аркина, словарь четырехлетнего ребенка распределяется между различными грамматическими категориями следующим образом: существительные (включая 9 местоименных существительных) - 968 (50,2%), глаголы - 528 (27,4%), прилагательные (включая 20 место именных прилагательных) - 227 (11,8%), наречия - 112 (5,8%), числительные - 37 (1,9%), союзы - 22 (1,2%), предлоги -15 (0,8%), междометия и частицы 217 (0,9%). Имевшиеся в словаре имена существительные по своему содержанию распределялись следующим образом: жилище (обстановка, утварь, помещение) 15,2%, пища - 9,6%, одежда - 8,8%, животные - 8,8%, растения - 6,6%, город - 5,5%, части тела - 4,3%, абстрактные слова - 0,7%, профессия - 4%, неживая природа - 3,4%, время - 3,3%, социальные явления - 3,3%, родовые понятия - 1,6%, медицина - 1%, геометрические формы - 0,9%, ругательные слова - 0,9%.

Гвоздев А.Н. отмечал, что в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов, 0,9% междометий и частиц.

А.И. Лаврентьева у детей от года до четырех лет выделяет четыре этапа развития системной организации детского словаря. На первом этапе словарь ребенка представляет собой набор отдельных слов (от 20 до 50).

Словарный запас на втором этапе начинает быстро увеличиваться. В сознании ребенка формируется некоторая система слов, относящаяся к одной ситуации, образуются группы слов. Называние одного слова из данной группы вызывает у ребенка называние других. Лаврентьева определяет этот этап как ситуационный, а группы слов – ситуационные поля.

Третий этап формирования лексической системы определяется как тематический этап, когда ребенок начинает осознавать сходство определенных элементов ситуации и объединяет лексемы в тематические группы. Объединение слов в такие тематические группы способствует развитию лексической антонимии (большой – маленький), (хороший – плохой). Словом «большой» дети часто заменяют все варианты параметров прилагательных (длинный, толстый, высокий) и др.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Анализ методов преподавания курса "МПИ" с позиции студента
Следующий шаг включает в себя: применение полученной методики к анализу отчётов студентов группы ПМ – 42 (2002 г.) по трём определённым темам курса "МПИ"; обработка результатов анализа; представление в виде гистограмм полученных данных (схема 2) сравнение с Мастерской оценкой этих же отчё ...

Изучение синтетических высокомолекулярных веществ на уроке по химии в средней школе
Урок 1. Тема урок. Понятие о высокомолекулярных соединениях Цель урока: Систематизировать и углубить знания учащихся о высокомолекулярных веществах. Задачи: 1. ввести понятия – мономер, полимер, степень полимеризации, структурное звено, средняя молекулярная масса. 2. Ознакомить с разными структурам ...

Особенности обучения студентов в ВУЗе
При переходе на многоуровневую структуру подготовки в вузе специалистами вузовского образования отмечается, что для достижения высокого уровня научно-практической подготовки студентов необходимо решить две главные проблемы: обеспечить возможность получения студентами глубоких фундаментальных знаний ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru