Виды анкетирования

Виды анкетирования многообразны и группируются попарно в соответствии с несколькими признаками.

В зависимости от количества опрашиваемых различают два вида анкетирования: сплошное и выборочное.

Сплошное анкетирование

предусматривает опрос всей генеральной совокупности изучаемых лиц (см. "Подбор исследуемых").

При выборочном анкетировании

опрашивается лишь часть генеральной совокупности - выборочная совокупность. Именно этот вид анкетирования является наиболее распространенным.

В зависимости от способа общения исследователя с респондентами различают личное и заочное анкетирование.

Личное анкетирование

предусматривает непосредственный контакт исследователя с респондентом, когда второй заполняет анкету в присутствии первого. Этот способ, анкетирования имеет два неоспоримых преимущества: во-первых, гарантирует полный возврат анкет и, во-вторых, позволяет контролировать правильность их заполнения.

Различный характер процедуры личного опроса дает право выделять групповое и индивидуальное анкетирование.

Групповое анкетирование

предусматривает опрос одновременно группы людей. Именно это делает анкетирование тем методом, который позволяет собирать значительный материал при минимальных затратах времени.

При индивидуальном анкетировании

опрос ведется поочередно.

Заочное анкетирование

характеризуется тем, что респонденты отвечают на вопросы анкеты в отсутствие исследователя.

По способу вручения анкет респондентам различают почтовое и раздаточное анкетирование. При внешне незначительных различиях эффективность этих видов анкетирования бывает далеко не одинаковой.

Почтовое анкетирование

, как видно из названия, сводится к тому, что анкеты рассылаются респондентам и возвращаются исследователю по почте. Преимущества его заключаются в простоте распространения анкет; возможности получения значительной выборки; возможности привлечь в число респондентов лиц, территориально далеко находящихся.

Недостатки почтового анкетирования - это низкий процент возврата анкет, в среднем около 5%; искажение намеченной выборки опрашиваемых, так как при рассылке анкет незнакомым лицам бывает трудно установить, насколько они соответствуют предполагаемому контингенту респондентов; отсутствие уверенности в том, что анкеты заполнялись самостоятельно.

Процент возврата анкет можно повысить: а) персональным обращением к респонденту с указанием его имени, отчества и фамилии; б) хорошо составленной вводной частью анкеты и сопроводительным письмом, из которых бы респондент понял свою роль в проводимом исследовании (с этой целью можно кратко раскрыть принципы выборки); в) вложением конверта с написанным обратным адресом и маркой; г) готовностью выслать результаты исследования, если респондент того пожелает.

Раздаточное анкетирование

предусматривает личное вручение анкеты респонденту, заполнение ее на дому и возвращение любым способом.

Преимущества этого вида анкетирования: личный контакт исследователя с респондентом повышает у последнего заинтересованность в исследовании; можно проконсультировать респондента о правилах заполнения анкеты; есть возможность оценить соответствие респондента намеченной выборке.

Недостатки раздаточного анкетирования заключаются в сравнительно низком проценте возврата анкет (хотя и более высоком, чем при почтовом анкетировании) и в отсутствии уверенности в том, что анкеты заполнялись респондентом самостоятельно.

Эффективность анкетирования во многом зависит от грамотного построения и содержания анкеты.


Другое о педагогике:

Переосмысление акта номинации
Ребёнок подсознательно выделяет в каждом слове ономасиологический базис (процесс, предмет, признак) и в соответствии с этим выбирает номинацию, иногда актуализируя то, что для него является более важным. Чаще всего ребёнок выбирает слово более простое по форме и смыслу. В приводится такой пример: & ...

Проблема формирования связной речи у детей с задержкой психического развития
Проблема развития речи – одна из важнейших в общей и специальной педагогике и психологии. Решение вопросов развития связной речи учащихся тесно связано с изучением особенностей формирования речи в речи детей предложений разной структуры. Возможности построения предложений определяются сформированно ...

Психолого-педагогическая характеристика учащихся старших классов
Учащиеся 10—11-х классов в психологическом плане относятся к юношескому возрасту, который представляет собой в буквальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и особенности его психики. В старших ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru