Определение целей и задач проектной деятельности

Педагогическая теория » Использование метода проектов на уроках в начальной школе » Определение целей и задач проектной деятельности

Страница 1

Следующий закономерный шаг деятельности после этапа проблематизации - формулировка целей и задач проекта. Целью проекта является нахождение способа решения проблемы. В этом случае необходимо обратить внимание на формулировку цели. В любой работе должна быть простая, понятная и привлекательная цель, двигаясь к которой учащийся овладевает определенным учебным содержанием. Цель, так же как и проблема, должна быть значима для учащегося. Тогда можно говорить о личностном присвоении цели. Та цель, которую поставил перед собой учащийся, в корне отличается от той, которую ставит перед ним педагог, какой бы значительной и заманчивой она ни была. Причем крайне важно, чтобы эта цель («Я – цель») предшествовала выполнению того или иного действия, а не наоборот («Сначала сделай, что тебе говорят, потом будешь спрашивать зачем!»).

Задачи (иногда их называют подцелями) помогают ответить на вопрос «Что нужно сделать для достижения обозначенной цели»? Задачи проекта предполагают организацию и проведение определенной работы для поиска способа (или способов) решения проблемы. Формулируются задачи достаточно кратко и конкретно, и эту конкретизацию должны произвести сами учащиеся. В этом случае включается творческое мышление обучающихся, направленное на выполнение работы.

Таким образом, и цели, и задачи проектной деятельности вытекают из проблемы проекта. Если преподаватель и помогает учащимся поставить цели и задачи их будущей проектной деятельности, то он не должен формулировать их жестко. Уточнение и краткая формулировка задач должны быть выполнены самими учащимися. В начале проектной деятельности учащиеся вряд ли смогут сразу самостоятельно сформулировать цели и задачи. Только систематическое использование метода проектов приводит к формированию у ребят этих проектных умений.

4. Решение проблемы (собственно проектная деятельность).

Деятельность учащихся при выполнении проекта также имеет свои, более мелкие этапы, о которых будет говориться ниже. Однако вне зависимости от этапа можно выделить особенности деятельности учащихся и педагога при решении проблемы.

Учащиеся: 1) ставят цели и задачи проектной деятельности, рассматривают возможные методы решения проблемы, определяют оптимальные; 2) систематизируют имеющиеся знания и получают новые путем самообразования, работы с информацией; 3) формируют и развивают навыки работы в команде; 4) организуют собственную деятельность и деятельность ребят своей команды, занимаются распределением ролей, определением зоны ответственности каждого; 5) занимаются практическим воплощением замысла.

Педагоги: 1) обеспечивают материально-техническое и информационное сопровождение проектной деятельности; 2) консультируют учащихся (по их просьбе); 3) наблюдают за работой команд (с целью анализа индивидуальной работы учащихся, определения затруднений в деятельности команд, взаимоотношениях ребят в малой группе).

Достижение результата в процессе работы.

Одно из главных правил проектной деятельности — получение практического результата как предлагаемого способа решения проблемы. В качестве этого результата могут быть представлены: макет или действующая модель какого-либо изделия, реферат по рассматриваемой проблеме, выводы по эксперименту и исследованию, сценарий праздника, анализ социологического опроса, видеофильм, журнал, костюм, мультимедиа, учебное пособие, выставка изделий, газета, web-сайт, справочник, технический проект и т.п.

Оформление результата деятельности.

Необходимо обязательно иметь в виду, что определенного вида результат требует соответствующего оформления. Если это технический проект, то должны быть представлены пояснительная записка и чертежи, оформленные в соответствии с правилами оформления технической документации (ГОСТ, ЕСКД); если речь идет о творческих проектах, то оформление может быть более свободным. При оформлении проекта рекомендуется использовать возможности компьютерной техники.

Защита проекта.

Процесс защиты проекта называется презентация. Результатом работы над проектом с точки зрения учебного процесса будет развитие навыков проектной деятельности, овладение умением работать с информацией, формирование практических умений с целью получения конечного продукта и его соответствующего оформления. Насколько успешен достигнутый результат, можно определить только в ходе хорошо организованной презентации. Поэтому педагог должен планировать ход и форму проведения презентации с самого начала работы над проектом.

Так как большая часть работы над проектом производится учащимися самостоятельно, то именно во время презентации можно проследить зарождение и ход развития идеи проекта, выслушать аргументы участников проекта, принимающих определенные решения. Необходимо удостовериться, что они усвоили новые знания, овладели новыми умениями. Об этом на презентации кратко рассказывает каждая команда, предъявляя к тому же рефлексию и самоанализ собственной деятельности. Как результат практического воплощения приобретенных знаний и умений, как иллюстрация решения отдельных задач проекта демонстрируется наглядный материал.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при у ...

Анализ педагогической деятельности по проведению дидактических игр на уроках русского языка с целью повышения интереса к предмету
Ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна, однако многие из педагогов начальной школы если не игнорируют вовсе ее абсолютное право на присутствие в жизни младшего школьника, то относятся к ней с некоторой настороженностью, недоверием, опасением. Одна из главных и распространенных ...

Исследование устной речи у детей с нарушением интеллекта
В исследовании устной речи у детей с нарушением интеллекта использовалась специальная методика. В ней использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой (Нарушения речи и система в их коррекции в процессе логопедической работы во вспомогательной школе) и Е. В. Мальцевой (Недостатки речи у детей ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru