Роль игры в формировании детского коллектива

Педагогическая теория » Роль игры в формировании детского коллектива

Страница 1

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. "Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности". В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Игра, являясь отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка.

Игровой коллектив - это социальный организм с отношениями сотрудничества, соподчинения взаимного контроля.

Коллективизм - это сложное социальное понятие и естественно не все качества его мы можем воспитывать у ребенка дошкольного возраста. Специальные исследования возможностей воспитания коллективизма у детей старшего дошкольного возраста, проведенные группой советских ученых - Т.А. Марковой, Р.И. Жуковской, В.Г. Нечаевой и Л.А. Пеньевской, позволяют включить в задачи воспитания детей в детском саду такие качества, как дружеское расположение к детям, взаимопомощь, умение считаться с интересами, желаниями других, сообща играть и выполнять работу, заботиться о товарищах и младших, помогать им, стремиться удержать от плохих поступков.

Воспитание коллективизма в дошкольном возрасте осуществляется главным образом в учебе, быту, труде, игре, в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Наиболее эффективной в воспитании черт коллективизма является игра, потому что, она самой природой своей способствует объединению детей. Играя, ребенок познает жизнь, проявляет большую самостоятельность, чем в других видах деятельности, так как из своих наблюдений, из своего жизненного опыта он знает, что и как он должен отразить в игре; в ней же в большей степени, чем в любой другой деятельности, формируется и отношение его к товарищам, к событиям и явлениям внешнего мира. В игровом коллективе все дети имеют одинаковые права на активную роль, каждый может придумать и предложить что-то новое, ребята могут сами договариваться об организации игры, самостоятельно разрешать спорные вопросы. В таком коллективе возникают первые традиции, свое коллективное общественное мнение, которое направляет поступки, регулирует отношения между детьми, служит как бы мерилом оценки собственного поведения и поведения товарищей.

Потребность в общении у детей появляется рано. Улыбкой, голосовыми реакциями, движениями рук ребенок выражает радость от общения со взрослыми, которые являются первыми партнерами его игр. Взрослые помогают малышу осваивать окружающий мир, различать его краски, звуки и запахи. Уже в раннем возрасте у ребенка наблюдаются избирательные игровые действия. Он с удовольствием гремит игрушками, изображающими животных, птиц, человека. С того момента, когда малыш начинает ползать и сидеть, расширяются его игровые возможности. У него возникает интерес к предметам, которые способствуют развитию его движений. Взрослый целенаправленно развивает игру, помогая ребенку производить элементарные действия вначале с одним предметом, затем такие же действия с другими предметами и игрушками, и 2-3 последовательных, взаимосвязанных действия с какой-либо игрушкой.

Руководя играми детей раннего возраста, взрослые помогают им в развитии сюжета и в завершении игровых действий: "Оля поела кашку, а теперь чай пьет. Пей, Оля, чай сладкий, вкусный. Ах, как хорошо Таня покормила Олю, теперь покатаем ее в коляске". Своей искренней увлеченностью игрой, взрослый доставляет малышу огромную радость, удовольствие. Ласковый тон, заботливое отношение педагога к ребенку и образу, который тот создает в игре, способствует воспитанию у детей чуткости, отзывчивости.

В совместной игре с взрослым ребенок учиться придумывать игру, совершать необходимые игровые действия, используя при этом не только игрушки, но и их заменители, учится завершать игру. Следует развивать такие индивидуальные игры, в которых прослеживается несложный сюжет, используются предметы - заменители. Важно, чтобы дети увлеченно действовали с игрушками, чтобы игра доставляла им радость. Если малыш уже умеет играть в одиночку сравнительно длительно время 5-10 мин, можно обратить его внимание на играющего рядом сверстника, стараясь вызвать интерес к его игре.

Вначале в игре соседа ребенка заинтересовывает игрушка и те действия, которые с ней можно совершать. Малыш хочет получить такую же игрушку и играть с ней так, как это делает другой ребенок. Несогласованность действий, характерная для этого возраста является причиной многочисленных противоречий между детьми. Например, у одной куклы - две мамы, на одной машине два шофера, одна мама укладывает дочку спать, другая - поит чаем, один шофер в машину сажает кукол, а другой хочет использовать ее по-другому. Каждый ребенок хочет играть по-своему, выразить в игре свои желания, интересы, проявить свои чувства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Педагогическая концепция К. Орфа и традиции русского детского музыкально-поэтического фольклора
В основу своей педагогической концепции Орф положил этнографические формы музицирования, - там он искал и нашел естественно-биологические подтверждения своих идей. Орф считал элементарную музыку доступной к переживанию в детском возрасте и соответствующей психике ребенка. Более того, он считал, что ...

Методологические основы проектной, исследовательской и управленческой деятельности
Ведущими типами образовательной деятельности как модусов существования базового образовательного процесса являются гуманитарно-организованные: управление (и системно-управленческая организация деятельности); проектирование (и проектно-организованные системы деятельности); исследование (и исследоват ...

Содержание экологического образования в сфере формирования стратегий и технологий взаимодействия с миром природы
Третьей задачей экологического образования является формирование адекватных стратегий и конкретных технологий взаимодействия с природными объектами. Важнейшей характеристикой экологичной личности является стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы, которое, с позиций экологическо ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru