Роль игры в формировании детского коллектива

Педагогическая теория » Роль игры в формировании детского коллектива

Страница 5

Более высокий уровень познавательных интересов, творческий характер воображения ребенка способствует развитию длительных игр, однако недостаточно развитые навыки коллективной деятельности и в этом возрасте могут привести к разрушению налаженных дружеских контактов.

С помощью различных методических приемов можно стимулировать игровое творчество детей, прививать им навыки коллективной игры.

Беседа приучает детей к целенаправленности в выборе темы игры. Необходимость сговариваться между собой, спокойно выслушивать каждого и выбирать самые интересные для реализации замыслы, воспитывает у детей уважение к товарищам, а также умение отстаивать свое мнение. Не менее важен для развития коллективного творчества и другой прием - разговор с детьми в конце игры. Разговоры с детьми после игры развивают способность мыслить не только самостоятельно, но и перспективно.

Во время бесед, чтения рассказов, стихотворений можно использовать соответствующие фотографии, иллюстрации игрушки. Экскурсии и наблюдения рекомендуется проводить таким образом, чтобы дети могли усвоить необходимые знания в определенной системе и последовательности, чтобы им был понятен смысл человеческих коллективных взаимоотношений.

Объединенные подгруппы играющих детей - новый этап развития коллектива.

Устанавливая связь между такими подгруппами, воспитатель сам расширяет сферу игрового общения, что дает возможность распространить нормы дружеских взаимоотношений на более широкий круг сверстников. Постепенное усложнение игровых взаимодействий способствует воспитанию у ребят представлений о чуткости, отзывчивости, товариществе.

Дети старшего дошкольного возраста могут длительное время играть интересно и увлекательно, самостоятельно развивать сюжет игры.

Предложила детям старшей группы устроить "концерт для малышей". Эта идея детям понравилась, и некоторое время ею жил весь коллектив. Ребята готовились к концерту, самостоятельно выбирали любимые номера, часть ребят решили драмматизировать сказку, приготовили шапочки, декорации.

Дети сами распределили роли с учетом возможностей, желаний и интересов своих товарищей. Смена ролей происходила в ходе игры.

Ребята заранее планировали, что необходимо для игры, советовались между собой, как лучше сделать ту или иную игрушку, договорились, как расставить декорации.

В игровом коллективе длительное время увлеченном интересной деятельностью устанавливались свои "законы": всё делить поровну, а не хватает - сделать; если товарищ не справился с заданием, окажи помощь, в нашей группе - все дружные, внимательные к новичкам. Дети на практике усваивали нормы коллективной жизни: уступать товарищу, делиться друг с другом материалами и игрушками, вовремя сдерживать себя, проявлять чуткость. У ребят появилось стремление своими силами, коллективно воздействовать на поведение своих товарищей, нарушающих дисциплину.

Систематическое наблюдение за играми детей позволяет определить степень общительности или замкнутости каждого ребенка, выявить его умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, степень инициативности или стереотипности, силу эгоистических или альтруистических проявлений ив соответствии с этим наметить приемы индивидуального подхода. Ребят, которые чаще других бывают инициаторами, организаторами игр, полезно натолкнуть на необходимость проявлять на нетерпимое отношение к нарушителям дисциплины. Дети замкнутые, молчаливые требуют особого внимания и заботы со стороны взрослых, так как они долгое время не могут вступить в контакт со сверстниками. Главное, в работе с таким детьми - теплый, ласковый тон воспитателя, его заботливое, внимательное отношение, крайне осторожное, постепенное сближение ребенка со сверстниками.

Встречаются дети вспыльчивые, неуравновешенные, для них характерна быстрая возбудимость, недисциплинированность, постоянные конфликты с товарищами. Как же у этих ребят воспитывать выдержку, умение подчинить свои желания интересам коллектива, чувство ответственности перед коллективом за порученное дело? Только в индивидуальном подходе, в поощрении со стороны взрослых. Но в каждом ребенке есть что-то свое, особенное и это надо выявить и дать ему развиться, опираясь на лучшие черты характера, интересы и способности. Выявление, развитие и совершенствование возможностей каждого ребенка способствует организации дружного коллектива, члены которого успешно овладевают нормами коллективных взаимоотношений. Дети учатся поступаться своими желаниями, подчиняться требованиям товарищей и в то же время отстаивать свою правоту, защищать свои справедливые интересы; учатся считаться с правами других, согласовывать свои действия с окружающими, радоваться общим успехам. Умение совместно действовать служит основой для воспитания дружеских взаимоотношений детей. В коллективной строительной игре формируются навыки, необходимые для дальнейшей самостоятельной деятельности, складываются дружеские взаимоотношения, которые облегчают подготовку детей к обучению, к активному общению в условиях школы, закрепляются и совершенствуются умения, приобретенные на занятиях по конструированию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Прорыв или тупик
Оптимистическое видение современной эпохи рядоположенно с глобальными проблемами усматривает черты прорыва к новым измерениям прогресса цивилизации. Отмечается устремление политиков к новому международному порядку, основанному на этике солидарного развития и ведущему к безопасному ненасильственному ...

Значение ручного трудового воспитания для младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Значение ручного трудового воспитания трудно переоценить, потому как именно уроки ручного труда предоставляют совершенно исключительные, уникальные возможности для пополнения запаса жизненных впечатлений ребёнка. Здесь они работают с самыми разными материалами и через ощущения и восприятие получают ...

Внутренний слух. Музыкальная память
Особым свойством музыкального слуха, основанном на воображении и представлении, является внутренний слух. Внутренний слух вторичен, так как он опирается на слуховой опыт, на те сведения, которые он получил от внешнего. Поэтому в трудах, посвященных внутреннему слуху, большое внимание уделяется музы ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru