Изучение музыкальной грамоты

Страница 1

Выполнение письменных заданий по музыкальной грамоте

.

Музыкальная грамота подразумевает умение записывать нотные тексты и воспроизводить их, а также владение основными музыкальными терминами.

В сферу знаний и умений по данной теме входят умение записывать и воспроизводить нотные тексты в различных октавах, в скрипичном и басовом ключах, различных ритмических рисунков и со всеми возможными знаками альтерации. Но обучение чтению нот проходит и на занятиях по специальности; кроме того, на занятиях по специальности ученик раньше, чем на занятиях сольфеджио, узнает некоторые длительности (например, целые ноты или шестнадцатые, которые встречаются в этюдах и технических упражнениях уже в первом классе, а по сольфеджио изучаются только во втором), обозначения динамических оттенков (форте, пиано, крещендо, диминуэндо, сфорцандо), а также обозначения штрихов, которые в курсе сольфеджио тоже проходятся не на начальном этапе (легато, стаккато, нон легато) или не проходятся вообще (деташе, портато).

Обучение музыкальной грамоте сродни обучению чтению и письму на родном или иностранном языке: при обучении нотной грамоте необходимо, чтобы у учащегося в сознании за конкретным зрительным образом (нотным знаком) закрепился конкретный слуховой образ. Речь даже не идет о тренировке у учащихся абсолютного слуха, наличие которого, как уже было сказано ранее, иногда является даже помехой при обучении музыке, а об отработке представлений о размещении нот на нотном стане, о связи нотного знака, его звучания и расположения данной ноты, например, на клавиатуре фортепиано. Для учащегося важно запомнить, что в записи ноты одновременно отражаются ее протяженность во времени (длительность) и высота, что высота ноты может изменяться благодаря знакам альтерации (которые в одних случаях пишутся у ключа, в других – около самой ноты). Особую трудность представляют собой освоение учащимися пауз, чтение нот в басовом ключе, пунктирный ритм.

Однако в понятие «музыкальная грамота» входит не только умение различать ноты, но и знание ряда терминов и понятий (звукоряд, гамма, тональность, лад, темп, размер, такт, затакт, фраза, интервал, трезвучие, устойчивые и неустойчивые звуки и т.д.). Учащийся при овладении музыкальной грамотой должен уметь определять размер предложенной мелодии, различать сильную и слабую долю, дирижировать в том или ином размере (на начальном этапе обучения дирижирование ограничивается размерами 2/4, 3/4 и 4/4); очень важно в этом отношении умение выбрать правильную пульсацию (какую длительность считать за единицу ритма). Также учащийся должен к концу начального этапа обучения знать принципы определения тональности (по тонике и ключевым знакам), соответствия нот и ступеней в той или иной тональности (что при обучении по принципу относительной сольмизации может вызывать сначала некоторые трудности – так, учащемуся трудно понять, почему до,

которое он привык ассоциировать исключительно с тоникой, может быть и третьей, и пятой, и даже второй ступенью в зависимости от тональности), интервалы между звуками мажорной и минорной гамм, мажорного и минорного трезвучий и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы
Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов. К такому комплексу следует отнести тексты лекций, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы, банки заданий и задач, сформулированных на основе р ...

Игры с условной ситуацией для развития связной речи учащихся
Мы учимся вместе, друзья! Цель игры. Помочь учащимся скорее познакомиться с другом. Воспитывать у них доброжелательность, внимание к товарищам. Материал для проведения игры. Мяч среднего размера. Ход игры. Все ученики становятся в круг, учитель с мячом находится внутри круга. Он бросает мяч кому-ли ...

Виды педагогических оценок
Существуют разные виды педагогических оценок: предметные, персональные, материальные, моральные, результативные, процессуальные, количественные и качественные. Также в педагогике выделяют оценки в ситуации опроса: опосредованная, неопределенная, замечание, отрицание, согласие, одобрение, порицание, ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru