Пение с листа дает возможность проверить уровень интонационно-слуховых навыков каждого ученика, поэтому является одной из необходимых форм работы на уроке сольфеджио.
Музыкальный диктант.
Музыкальный диктант является «закрепляющим» моментом в курсе сольфеджио. Для того, чтобы записать исполняемый в данный момент отрывок музыкального произведения, следует обладать хорошо развитым слухом и достаточным запасом теоретических знаний. Музыкальный диктант (как и диктант обычный) прежде всего закрепляет связь между слышимым и видимым; также диктант способствует развитию внутреннего слуха и музыкальной памяти, а также практическому освоению и закреплению теоретических понятий и того опыта, который накоплен в результате практической музыкальной деятельности учащегося.
Цели и задачи музыкального диктанта – уметь проанализировать записываемый музыкальный отрывок, понять его форму, направление движения мелодии, поступенность или интервальные скачки, устойчивость или неустойчивость ритмических остановок-то есть всех элементов музыкальной речи, которые известны учащимся на данный момент, после чего грамотно изложить это все в нотной записи. Во многом подготовительные упражнения к написанию диктанта близки к подготовительным упражнениям к пению с листа, только процесс написания музыкального диктанта зеркально противоположен процессу пения с листа: в первом случае задачей учащегося является превращение в нотный текст услышанного мелодического фрагмента, а во втором – воспроизведение вслух мелодического фрагмента, представленного в виде нотных знаков.
Обычно считается, что музыкальный диктант развивает музыкальную память в целом. Однако роль диктанта заключается прежде всего в том, чтобы развить сознательное запоминание, то есть повысить оперативность памяти. Совместный анализ с учениками текста, предлагаемого для диктанта, предварительная настройка на мелодические ходы предполагаемого диктанта (движение по тому или иному интервалу, по трезвучию, опевание устойчивых и неустойчивых звуков и т.д.) и даже пропевание их (индивидуально или группой) помогает ученикам учиться писать диктанты, воспитывает оперативную память и навыки сознательного, произвольного запоминания и дают знания музыкальных закономерностей. Существенными недостатками являются привычка учащихся полагаться на степень напряжения голосовых связок, на пассивную подражательную память, «стенографирование» мелодии в процессе ее звучания и т.д. Упражнения, сопровождающие написание диктанта, должны быть направлены в том числе и на искоренение этих недостатков.
Упражнения на фортепиано
Такие аспекты обучения сольфеджио, как построение трезвучий и их обращений, подбор аккомпанемента к мелодии и т.д., с методической точки зрения целесообразно подкреплять упражнениями на фортепиано. Как в традиционных, так и в многих «нетрадиционных» учебных пособиях игре на фортепиано при обучении музыкальной грамоте отводится центральная роль. С первых же уроков написание нот, нотный стан сопоставляются с клавиатурой фортепиано; построение аккордов и интервалов также показывается на фортепиано.
Другое о педагогике:
Методические рекомендации о порядке и критериях конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы
Важным фактором в развитии образования в последнее время стал приоритетный национальный проект «Образование» как пример комплексного подхода к решению самых актуальных и назревших проблем образования нового тысячелетия. Оценивая данный факт, президент РФ В.В. Путин подчеркнул: «Предложенная недавно ...
Коррекционная программа педагогической помощи детям группы риска
Так как исследование проводилось в октябре месяце 2002 года, то организуя с детьми группы риска серию коррекционных занятий, можно несколько улучшить их результаты. Задания должны быть направлены на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи, тонкой моторики и координации движений рук, ...
Формирование «Я – концепции» воспитателя
Существует много подходов к пониманию вопроса о построении профессиональной карьеры, как зарубежных исследователей, так и отечественных. Один из последних вариантов концепции профессионального самоопределения, созданный в Институте молодежи при РАО в 1993 году, основан на разработанной Р.Бернсом «Я ...