Пение с листа дает возможность проверить уровень интонационно-слуховых навыков каждого ученика, поэтому является одной из необходимых форм работы на уроке сольфеджио.
Музыкальный диктант.
Музыкальный диктант является «закрепляющим» моментом в курсе сольфеджио. Для того, чтобы записать исполняемый в данный момент отрывок музыкального произведения, следует обладать хорошо развитым слухом и достаточным запасом теоретических знаний. Музыкальный диктант (как и диктант обычный) прежде всего закрепляет связь между слышимым и видимым; также диктант способствует развитию внутреннего слуха и музыкальной памяти, а также практическому освоению и закреплению теоретических понятий и того опыта, который накоплен в результате практической музыкальной деятельности учащегося.
Цели и задачи музыкального диктанта – уметь проанализировать записываемый музыкальный отрывок, понять его форму, направление движения мелодии, поступенность или интервальные скачки, устойчивость или неустойчивость ритмических остановок-то есть всех элементов музыкальной речи, которые известны учащимся на данный момент, после чего грамотно изложить это все в нотной записи. Во многом подготовительные упражнения к написанию диктанта близки к подготовительным упражнениям к пению с листа, только процесс написания музыкального диктанта зеркально противоположен процессу пения с листа: в первом случае задачей учащегося является превращение в нотный текст услышанного мелодического фрагмента, а во втором – воспроизведение вслух мелодического фрагмента, представленного в виде нотных знаков.
Обычно считается, что музыкальный диктант развивает музыкальную память в целом. Однако роль диктанта заключается прежде всего в том, чтобы развить сознательное запоминание, то есть повысить оперативность памяти. Совместный анализ с учениками текста, предлагаемого для диктанта, предварительная настройка на мелодические ходы предполагаемого диктанта (движение по тому или иному интервалу, по трезвучию, опевание устойчивых и неустойчивых звуков и т.д.) и даже пропевание их (индивидуально или группой) помогает ученикам учиться писать диктанты, воспитывает оперативную память и навыки сознательного, произвольного запоминания и дают знания музыкальных закономерностей. Существенными недостатками являются привычка учащихся полагаться на степень напряжения голосовых связок, на пассивную подражательную память, «стенографирование» мелодии в процессе ее звучания и т.д. Упражнения, сопровождающие написание диктанта, должны быть направлены в том числе и на искоренение этих недостатков.
Упражнения на фортепиано
Такие аспекты обучения сольфеджио, как построение трезвучий и их обращений, подбор аккомпанемента к мелодии и т.д., с методической точки зрения целесообразно подкреплять упражнениями на фортепиано. Как в традиционных, так и в многих «нетрадиционных» учебных пособиях игре на фортепиано при обучении музыкальной грамоте отводится центральная роль. С первых же уроков написание нот, нотный стан сопоставляются с клавиатурой фортепиано; построение аккордов и интервалов также показывается на фортепиано.
Другое о педагогике:
Возникновение и развитие ритмики и логоритмики
В начале 20-го века во многих странах Европы получила распространение система ритмического воспитания. Она стала известна под названием "метода ритмической гимнастики". Ее создателем был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1865 – 1950). Э. Жак-Далькроз преподавал в Женевско ...
Методологические основы проектной, исследовательской
и управленческой деятельности
Ведущими типами образовательной деятельности как модусов существования базового образовательного процесса являются гуманитарно-организованные: управление (и системно-управленческая организация деятельности); проектирование (и проектно-организованные системы деятельности); исследование (и исследоват ...
Специальное образование в Западной Европе
Защита прав детей-инвалидов, реализация этих прав – сложная проблема, как в России, так и в Европе. Инвалиды в любой стране составляют меньшинство, к которому мало прислушиваются; дети-инвалиды, как и все дети, не имеют права голоса на выборах, и потому политики не проявляют интерес к их проблемам. ...