Изучение музыкальной грамоты

Страница 4

В анализируемом далее пособии Барабошкиной допускается возможность использования баяна – инструмента, который сейчас уже не столь популярен, как в 1960е годы.

Вместе с тем такой подход может вызывать у многих учащихся определенные затруднения. Так, может возникнуть опасность, что учащиеся привыкнут распознавать интервалы и аккорды на слух только в фортепианном звучании, в то время как построение и различение на слух интервалов и аккордов на другом инструменте для них окажется трудным или даже практически невозможным (что связано с некоторыми особенностями музыкального слуха). Понятие тона и полутона на фортепиано подкрепляется зрительным осознанием черных и белых клавиш и легко усваивается, тогда как умение определить на слух или спеть тон или полутон оказывается труднее. Наконец, предусмотренный программой общий курс фортепиано (для учащихся – не пианистов) начинается, как правило, не раньше третьего года обучения, и на занятиях по сольфеджио при возникновении необходимости упражнений на фортепиано учащиеся, обучающиеся на струнных или духовых инструментах, проигрывают своим «коллегам» – пианистам в знании клавиатуры и беглости пальцев. У скрипачей или виолончелистов при упражнениях на фортепиано хуже работает правая рука (поскольку правой рукой они держат смычок, и пальцы правой руки во время игры практически не двигаются; играющие на щипковых – гитаристы или арфисты – в этом отношении оказываются в более выгодном с методической и технической точки зрения положении). У обучающихся на духовых инструментах также с первых же уроков по специальности закладываются принципы аппликатуры, отличные от фортепианной (при извлечении одного звука всякий раз оказываются задействованы сразу несколько пальцев, а при извлечении звуков в низком регистре – и пальцы обеих рук одновременно). Такие учащиеся могут испытывать психологический дискомфорт вследствие собственной неловкости или даже подвергаться насмешкам со стороны более умелых и опытных в этом отношении учащихся-пианистов, что нередко бывает в коллективе младших школьников, с его собственными иерархией, этикетом и системой ценностей.

Таким образом, перед преподавателем встает дополнительная задача по преодолению этих трудностей технического и психологического характера.

Такого рода трудности могут быть преодолены, если учащимся будут даваться творческие задания, в которых все в равной мере могут проявить свои навыки и свои способности вне зависимости от того, какова их техника игры на фортепиано – например, использование в обучении других инструментов, на которых можно показывать те или иные музыкальные элементы (металлофон и т.д.). Также можно использовать в процессе обучения прослушивание записей музыки, исполняемой на других инструментах (скрипке и т.д.), и давать задания на распознание в звучании этих записей тех мелодических ходов (по трезвучию, по интервалам и т.д.), которые учащиеся уже слышали в исполнении на фортепиано. Это задание достаточно сложно, однако может оказаться полезным.

Творческие задания

.

Современные методы обучения сольфеджио на начальном этапе характеризуются вниманием к творческой деятельности учащегося (тенденция, общая для педагогики последнего времени). От учащихся требуется не только воспроизводство материала музыкального текста упражнений, но и создание собственных музыкальных текстов. Наиболее распространенные виды творческих заданий – досочинить конец предложенной мелодии, придумать аккомпанемент или второй голос к мелодии, сочинить песню на предложенный текст. Такого рода задания помогают лучше усвоить пройденный материал, научиться пользоваться полученными знаниями не пассивно, а активно. Внимание учащихся акцентируется на музыкальном тексте – такой способ обучения музыке можно было бы назвать текстоцентрическим по аналогии с методикой обучения иностранным языкам, при которой язык усваивается не через заучивание правил и списков слов, а через работу с текстом. Многие из этих творческих заданий и ориентируются на связь музыкального текста со словесным (при сочинении мелодии на заданный текст и аккомпанемента к ней рекомендуется обратить внимание учащихся на сюжет и драматургию текста, на его ритм и т.д.).

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Организация игры. Роль и место преподавателя в дидактических играх
Успешность проведения игры на занятии целиком зависит от преподавателя. Педагог должен организовать творческую игру учащихся, умело ввести их в нее, заинтересовать. Что для этого необходимо и как это сделать? 1. При игре недопустимы отношения, которые существуют в условиях репродуктивного обучения ...

Методика исследования эффективности методов и средств народной педагогики в практике семейного воспитания
В этом разделе мы уделим большое внимание практическим вопросам, таким как: - методика исследования эффективности методов и средств народной педагогики в практике семейного воспитания. анализ результатов исследования эффективности методов и средств народной педагогики. В исследовании участвовали 5 ...

Особенности формирования связной речи у детей с легкой степенью умственной отсталости
Грубые недостатки речи умственно отсталых детей привлекали к себе внимание многих исследователей, таких как А. Бине, Э. Сеген, Т. Симон, И.Е. Эскироль и др. уже на самых ранних этапах становления дефектологии и расценивались как один из основных критериев аномалии умственного развития. Так же больш ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru