Общее недоразвитие речи. Определение. Этиология

Страница 1

Впервые научное объяснение общему недоразвитию речи было дано Левиной Р.Е. и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР в 50-60-е гг. ХХ в. Психолого-педагогическая направленность исследований привела к пересмотру классификационных представлений, а вместе с тем и к построению новых принципов методики коррекционного обучения.

По мнению Левиной Р.Е., под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи.

Необходимо отметить, что общим признаками для таких детей являются более позднее начало развития речи, запаздывание первых слов и фраз, первого связного высказывания, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.

Речевое недоразвитие у таких детей выражается в различной степени: отсутствие речи до развёрнутой речи с элементами фонетико-фонематического или лексико-грамматического недоразвития.

По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня выделены и подробно описаны в работах Левиной Р.Е., четвёртый уровень представлен в работах Филичевой Т.Б.

Этиология общего недоразвития речи многообразна. Этому способствуют различные неблагоприятные воздействия: во внутриутробном периоде развития, во время родов и в первые годы жизни ребенка.

В своих исследованиях Корнев А.Н. особое внимание уделяет перинатальной энцефалопатии, как поражению мозга, возникшему под влиянием сочетания неблагоприятных факторов, как во внутриутробном периоде развития, так и в период родов.

По данным многих исследователей, причинами, вызывающими повреждения или недоразвития мозга, наиболее частыми являются такие, как: инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности крови, а так же заболевания центральной нервной системы и травмы мозга в первые годы жизни ребенка.

Зачастую, ОНР выступает, как одно из проявлений нарушений физического и нервно-психического развития ребенка, вследствие употребления алкоголя, никотина и наркотических средств матерью во время беременности.

В качестве основных причин возникновения ОНР Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. выделяют неблагоприятное воздействие речевой среды, неблагоприятные условия воспитания, а так же дефицит общения – так называемые постнатальные факторы.

Стоит отметить, что при условии неблагоприятного влияния окружающих факторов, в сочетании с нерезко выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или с генетической предрасположенностью, нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер и проявляются в виде общего недоразвития речи.

По мнению Левиной Р.Е. частой причиной общего недоразвития речи является слабость акустико-гностических процессов. В этих случаях наблюдается пониженная способность к восприятию речевых звуков при сохранном слухе для всех прочих акустических раздражителей. Прямой результат первичного нарушения слухового восприятия – недостаточное различение акустических признаков, характерных для каждой фонемы; вторично при этом страдает произношение звуков и воспроизведение структуры слова.

Часто ОНР возникает в результате речедвигательных нарушений, связанных с органическими поражениями или недоразвитием определенных отделов центральной нервной системы, а также с отклонениями в строении и функции артикуляционного аппарата. Непосредственный результат поражений речедвигательного аппарата - это затрудненность артикулирования звуков речи. В итоге возникают трудности проговаривания, в результате которых ребенок теряет способность уточнить услышанный звук и яснее воспринять его, а в результате нарушения взаимодействия между слуховым и речедвигательным анализаторами возникает затруднение в овладении звуковым составом слова. Все это, в свою очередь препятствует накоплению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, овладению письмом и чтением. (Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии)

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Игры и занимательные упражнения
Почтальон принес письмо Наглядный материал: индивидуальные конверты, в каждом из которых ежит по две или три картинки с предметными рисунками. Названия предметов должны состоять из двух или трех слогов. Все дети получают конверты с картинками, внимательно рассматривают изображенные на них предметы ...

Игры и тренинги
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических и тренингах. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметам ...

Высокие интеллектуальные технологии обучения
К их числу можно отнести интенсивные, креативные и высокие технологии обучения. "Термин "высокая технология обучения", так же как и родовое понятие "технология обучения", привнесен в педагогику из области техники. В последнее десятилетие оказались востребованными и высокие ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru