Впервые научное объяснение общему недоразвитию речи было дано Левиной Р.Е. и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР в 50-60-е гг. ХХ в. Психолого-педагогическая направленность исследований привела к пересмотру классификационных представлений, а вместе с тем и к построению новых принципов методики коррекционного обучения.
По мнению Левиной Р.Е., под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи.
Необходимо отметить, что общим признаками для таких детей являются более позднее начало развития речи, запаздывание первых слов и фраз, первого связного высказывания, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.
Речевое недоразвитие у таких детей выражается в различной степени: отсутствие речи до развёрнутой речи с элементами фонетико-фонематического или лексико-грамматического недоразвития.
По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня выделены и подробно описаны в работах Левиной Р.Е., четвёртый уровень представлен в работах Филичевой Т.Б.
Этиология общего недоразвития речи многообразна. Этому способствуют различные неблагоприятные воздействия: во внутриутробном периоде развития, во время родов и в первые годы жизни ребенка.
В своих исследованиях Корнев А.Н. особое внимание уделяет перинатальной энцефалопатии, как поражению мозга, возникшему под влиянием сочетания неблагоприятных факторов, как во внутриутробном периоде развития, так и в период родов.
По данным многих исследователей, причинами, вызывающими повреждения или недоразвития мозга, наиболее частыми являются такие, как: инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности крови, а так же заболевания центральной нервной системы и травмы мозга в первые годы жизни ребенка.
Зачастую, ОНР выступает, как одно из проявлений нарушений физического и нервно-психического развития ребенка, вследствие употребления алкоголя, никотина и наркотических средств матерью во время беременности.
В качестве основных причин возникновения ОНР Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. выделяют неблагоприятное воздействие речевой среды, неблагоприятные условия воспитания, а так же дефицит общения – так называемые постнатальные факторы.
Стоит отметить, что при условии неблагоприятного влияния окружающих факторов, в сочетании с нерезко выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или с генетической предрасположенностью, нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер и проявляются в виде общего недоразвития речи.
По мнению Левиной Р.Е. частой причиной общего недоразвития речи является слабость акустико-гностических процессов. В этих случаях наблюдается пониженная способность к восприятию речевых звуков при сохранном слухе для всех прочих акустических раздражителей. Прямой результат первичного нарушения слухового восприятия – недостаточное различение акустических признаков, характерных для каждой фонемы; вторично при этом страдает произношение звуков и воспроизведение структуры слова.
Часто ОНР возникает в результате речедвигательных нарушений, связанных с органическими поражениями или недоразвитием определенных отделов центральной нервной системы, а также с отклонениями в строении и функции артикуляционного аппарата. Непосредственный результат поражений речедвигательного аппарата - это затрудненность артикулирования звуков речи. В итоге возникают трудности проговаривания, в результате которых ребенок теряет способность уточнить услышанный звук и яснее воспринять его, а в результате нарушения взаимодействия между слуховым и речедвигательным анализаторами возникает затруднение в овладении звуковым составом слова. Все это, в свою очередь препятствует накоплению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, овладению письмом и чтением. (Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии)
Другое о педагогике:
Изучение специфики коррекционного обучения детей с задержкой психического
развития формам связной речи
Одно из важнейших условий коррекции речи детей с задержкой психического развития – организация их речевой практики, в которой ведущая роль отводится самостоятельной активной речевой деятельности ребёнка. Умение участвовать в такой форме речевого общения, как диалог, является одним из важнейших проя ...
Особенности педагогической профессии
Педагогическую профессию из ряда других профессий типа «человек-человек» выделяют по образу мыслей её представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Главное отличие заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея ...
Роль и значение экспериментальных заданий в
школьном курсе физики
Роберт Вудвортс (R. S. Woodworth), опубликовавший свой классический учебник по экспериментальной психологии («Experimental psychology», 1938), определял эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает осталь ...