Развитие личности человека во многом зависит от того, как формируется его самооценка. Психологи отмечают два основных приема формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом. Второй, более распространённый, заключается в социальном сравнении, сопоставлении мнений о себе окружающих. Но, притязания могут быть не высоки, поэтому самооценка может сформироваться не адекватная. sub zero appliance repair San Jose
Не всегда удовлетворяет творчески работающего воспитателя сравнение своих результатов с результатами своих коллег. Основным способом формирования самооценки воспитателя является соизмерение своих результатов с «идеалом личности и деятельности воспитателя». Формирование своего профессионального идеала должно начинаться ещё во время обучения в вузе. Самый простой способ формирования профессионального идеала – чтение специальной литературы, знакомство с жизнью и педагогическим творчеством выдающихся педагогов. С течением времени идеал может меняться, это может быть не только конкретная личность, но чаще всего это собирательный образ, в котором переплетаются лучшие качества нескольких педагогов. Правильно сформированный идеал педагога-воспитателя – условие эффективного его самовоспитания.
К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания, относят педагогический коллектив, стиль руководства школой и фактор свободного времени. Педагогический коллектив, в котором царит атмосфера взаимной требовательности, принципиальности, конструктивной критики и самокритики, с особым вниманием относятся к творческим поискам коллег, чувствуется заинтересованность в профессиональном росте начинающих, способствует стремлению большинства воспитателей соответствовать требованиям профессионального идеала. Отсутствие этих характеристик в педагогическом коллективе убивают потребность в самосовершенствовании.
Профессиональному росту воспитателя способствует и стиль руководства школой. Руководители школы должны создавать необходимые условия для самосовершенствования воспитателя: вселять уверенность в своих силах, тактично помогать и направлять молодого педагога, создавать условия для нормальной работы, не загружать педагога ненужной работой.
Большую роль в профессиональном росте играет фактор времени. Для саморазвития воспитателю необходимо читать много разнообразной литературы и периодики, посещать музеи и выставки, иметь время от увлечений, творчества. Резервы времени можно найти, если овладеть приёмами рациональной организации труда, правильно планировать свою деятельность.
Процесс профессионального самовоспитания очень индивидуален. Однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа: самопознание, самопрограммирование, самовоздействие. Профессиональному самопознанию будущего педагога поможет курс психологии. В настоящее время существует большое число методик, которые помогут выявить качества личности и выделить идеальные профессиональные качества.
Процесс самопрограммирования поможет определить пути, средства и сроки формирования необходимых профессиональных качеств, определить цели и задачи саморазвития, выработать жизненные правила и принципы, которыми можно руководствоваться в деятельности.
Другое о педагогике:
Основные понятия ООП
В основе объектно-ориентированного программирования лежит идея объединения данных и действий, которые производятся над этими данными, в одной структуре. Каждая используемая в программе переменная имеет смысл только тогда, когда может принимать какие-либо значения. Множество значений, которые может ...
Реформирование системы воспитания и образования в России в 20–30-х гг. ХХ в
Отечественная социальная педагогика, как и зарубежная, имеет свою богатую историю. Особый интерес для российской педагогической науки представляет период 20-х гг. XX в. Именно в это время происходит ее подлинно научное осмысление. 20-е годы – это системообразующий фактор для общего развития социаль ...
Уроки с измененными способами организации
1. Урок-лекция. Школьная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающегося большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств, обобщений, когда необходимо сформировать целостное представление о предмете. Основные условия организации ...