Смысл и содержание новых компетентностей педагогической деятельности

Страница 1

В современной ситуации высокой культурной и социальной динамики от педагога, помимо его работы в учебном заведении, требуется участие в различного рода образовательных проектах, связанных с внедрением инновационных методов преподавания, разработкой эффективных способов обучения. Причем включаться он должен не как пассивный наблюдатель со стороны, а как активный соучастник, один из управленцев, проектировщиков той или иной технологии.

В связи с этим автор счёл необходимым дать характеристику двух принципиально разных подходов к процессу обучения: трансляционному и деятельностному; а также – привести содержательное описание наиболее утвердившихся сегодня: теоретически обоснованных и практически реализуемых – современных форм организации образовательного процесса, авторами которых выступают:

Зинченко А. (учебный план третьего поколения);

Аронов А.М., В.Г. Васильев, И.Д. Фрумин, Б.И. Хасан (КППЭ);

Слободчиков В.И, Исаева Н.А. (курс "Введение в педагогическую профессию");

Ефимов В.С. (учебный предмет "Естествознание").

Для раскрытия специфики инновационных видов деятельности, которыми должен владеть современный педагог, автор приводит методологические основы проектной, управленческой и исследовательской деятельности и подробно останавливается на характеристике исследовательской деятельности в силу того, что данная дипломная работа посвящена описанию процесса освоения общих методов исследовательской деятельности в курсе "Методы педагогического исследования"

В настоящее время отсутствуют оформленные теоретические критерии, которые позволили бы различать "традиционное" и "новаторское" в существующих и проектируемых педагогических практиках. Предельно общим различением в педагогике выступает различение по подходам – "традиционному" и "деятельностному".

Наиболее распространенным в настоящее время остается объектный подход, именно в его горизонте функционирует традиционная система высшего и школьного образования. Идеальный план традиционного подхода определяется "прожектом" человека как Человека-Знающего, Человека-Ученого, открывающего законы природы. Или, другими словами, традиционная система образования осуществляется в горизонте естественнонаучного, объектного отношения к миру. Мир предстоит человеку как Природа в объектно-процессуальной форме и взаимодействие с Природой есть "открывание" ее законов и использование их в материальном производстве. Исторические основания возникновения объектного подхода, в частности, состоят в том, что научная деятельность раньше других оформилась как технология, т.е. имеющая "знаниевое" оформление и допускающая свою организованную трансляцию. Мышление в науке либо происходит само по себе — как инсайт — либо сводится к формально-логическим операциям и процедурам.

Таким образом объектный подход в образовании ориентирован на образ Человека-Ученого, это не означает, что все школьники или студенты станут учеными, но лучшие, "материализующие" эту рамку, видятся учеными.

Структура учебного пространства в объектном подходе является трансформированным "слепком" с научной деятельности. Выделение базовых учебных предметов — физика, химия, биология, математика — снимает существующее дисциплинарное расчленение науки. Формы обучения в вузе отражают структуру научной деятельности: лабораторные работы — это аналог экспериментальной исследовательской деятельности; семинары соответствуют обсуждению с коллегами возникающих в исследовании проблем, конструированию моделей и интерпретации результатов; лекции есть облегченный вариант работы с текстами, знакомства с научными публикациями по той или иной дисциплине. В школе из-за возрастной специфики детей редукция научной деятельности оказывается большей, но учебные предметы также сохраняются.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Драматизация как средство повышения мотивации у детей к изучению английского языка
Как известно, в функционировании учебного процесса играет мотивация. Мотивация – побуждение к деятельности для достижения поставленной цели, она способствует активизации познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, побуждает к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражн ...

Внутренний слух. Музыкальная память
Особым свойством музыкального слуха, основанном на воображении и представлении, является внутренний слух. Внутренний слух вторичен, так как он опирается на слуховой опыт, на те сведения, которые он получил от внешнего. Поэтому в трудах, посвященных внутреннему слуху, большое внимание уделяется музы ...

Мероприятия по совершенствованию деятельности Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей» г. Оренбурга
В соответствии с содержанием концепции развития дополнительного образования детей необходимо разработать мероприятия по развитию Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей. Основным направлением развития МУДОД «Центр эстетического воспитания де ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru