Смысл и содержание новых компетентностей педагогической деятельности

Страница 2

Важно отметить, что в объектном подходе "исходный материал" — школьник, студент — мыслится как своего рода "вещь", т.е. нечто, не имеющее своей собственной сообразной с педагогической деятельностью активности. Базовой характеристикой материала здесь является его пассивность, "активность" его проявляется в возможности претерпевать изменение в результате активности педагога. Учащийся представлен (действительно, а не декларативно) как перцептивный, т.е. воспринимающий (наполняемый) объект.

В горизонте объектного подхода оставалось сознание создателей традиционного образования, они конструировали учебные предметы и способы работы с ними, ориентируясь на образцы естественнонаучной деятельности. У преподавателей вузов и школьных учителей часто отсутствуют развернутые представления и личный опыт научной деятельности, и тогда в учебном предмете и содержании образования они начинают видеть внешние организационные формы и создавать "новации" как комбинации этих форм.

Деятельностный подход в образовании разрабатывается как средство преодоления трудностей, связанных с необходимостью массового воспроизводства сложных форм мышления и деятельности, и представлен в настоящее время через отдельные проекты и эксперименты. Наиболее последовательным здесь выступает проект "мыследеятельностной педагогики", разрабатываемый группой П.Г.Щедровицкого на основе работ московского методологического кружка. Несомненным достижением здесь является различение деятельностей не по объектным, а по деятельностным основаниям: инженерная деятельность, исследовательская деятельность . и создание проектов специальных учебных предметов: "Знак" и др.

Источником активности ученика в данном подходе мыслятся и проектируются в первую очередь рефлексия и мыслекоммуникация. Мышление в деятельностном подходе в широком смысле понимается как коллективная мыследеятельность, а в узком смысле как "означивание", перевод в знаковую форму смысловых, символических "текстов" из слоя мыслекоммуникации.

Педагогическая концепция "развивающее обучение" Б.Д. Эльконина, В.В. Давыдова является некоторым компромиссом между объектным и деятельностным подходами. С одной стороны, учебные предметы "сняты" с научных предметов, с другой стороны педагогическое действие направлено на разворачивание учебной деятельности школьника.

Приведенные представления об уровневом строении педагогической деятельности: технология – практика – подход, позволяют рассмотреть вопрос о новизне реализуемых и проектируемых педагогических технологий и практик. Наиболее разработанными являются педагогические практики и технологии в объектном подходе. Инструментом в этих технологиях служат обычно информационно-знаниевые блоки учебных предметов. Способом работы служит, во-первых, классно-урочная форма учебного процесса, а, во-вторых, последовательность и форма представления учителем учебного материала.

Новизной педагогических технологий здесь являются вариации инструмента: изменение объема учебных курсов, перестановка тем, введение новых курсов и т.д. Также варьируются способы деятельности: от уроков переходят к лекциям и семинарам, делают сдвоенные уроки, вводят коллективный способ обучения, от классной системы переходят к кабинетной, от наглядных плакатов к видеомагнитофону и т.д. В некоторых случаях, когда создатели технологии действительно получают более глубокие представления о ребенке, появляются новации по типу "опорных конспектов" В.Ф.Шаталова, учитывающих специфику концентрации внимания и запоминания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Самоанализ профессиональной педагогической позиции личности педагога-воспитателя
Если посмотреть в целом на функциональное назначение самоанализа, то обнаружится, что он является своеобразной визитной карточкой профессионализма педагога-воспитателя, уникальным способом его самодиагностики, инструментом опосредованной оценки уровня сложившейся у воспитателя профессиональной педа ...

Понятие о качественной задаче в методике обучения
По характеру и методу решения большинство исследователей подразделяют учебные физические задачи на качественные и количественные. Большинство учителей и методистов относят к качественным задачам такие задачи, которые не содержат числовых значений в условии. Однако характер условия задачи не всегда ...

Подготовка к обучению детей с речевыми патологиями
В настоящее время интеграция в общество детей с отклонениями в развитии является одной из острых и дискуссионных проблем. Наиболее широко обсуждается вопрос об интегрированном обучении детей с патологиями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Однако проблемы интегрированного обучения детей ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru