Смысл и содержание новых компетентностей педагогической деятельности

Страница 2

Важно отметить, что в объектном подходе "исходный материал" — школьник, студент — мыслится как своего рода "вещь", т.е. нечто, не имеющее своей собственной сообразной с педагогической деятельностью активности. Базовой характеристикой материала здесь является его пассивность, "активность" его проявляется в возможности претерпевать изменение в результате активности педагога. Учащийся представлен (действительно, а не декларативно) как перцептивный, т.е. воспринимающий (наполняемый) объект.

В горизонте объектного подхода оставалось сознание создателей традиционного образования, они конструировали учебные предметы и способы работы с ними, ориентируясь на образцы естественнонаучной деятельности. У преподавателей вузов и школьных учителей часто отсутствуют развернутые представления и личный опыт научной деятельности, и тогда в учебном предмете и содержании образования они начинают видеть внешние организационные формы и создавать "новации" как комбинации этих форм.

Деятельностный подход в образовании разрабатывается как средство преодоления трудностей, связанных с необходимостью массового воспроизводства сложных форм мышления и деятельности, и представлен в настоящее время через отдельные проекты и эксперименты. Наиболее последовательным здесь выступает проект "мыследеятельностной педагогики", разрабатываемый группой П.Г.Щедровицкого на основе работ московского методологического кружка. Несомненным достижением здесь является различение деятельностей не по объектным, а по деятельностным основаниям: инженерная деятельность, исследовательская деятельность . и создание проектов специальных учебных предметов: "Знак" и др.

Источником активности ученика в данном подходе мыслятся и проектируются в первую очередь рефлексия и мыслекоммуникация. Мышление в деятельностном подходе в широком смысле понимается как коллективная мыследеятельность, а в узком смысле как "означивание", перевод в знаковую форму смысловых, символических "текстов" из слоя мыслекоммуникации.

Педагогическая концепция "развивающее обучение" Б.Д. Эльконина, В.В. Давыдова является некоторым компромиссом между объектным и деятельностным подходами. С одной стороны, учебные предметы "сняты" с научных предметов, с другой стороны педагогическое действие направлено на разворачивание учебной деятельности школьника.

Приведенные представления об уровневом строении педагогической деятельности: технология – практика – подход, позволяют рассмотреть вопрос о новизне реализуемых и проектируемых педагогических технологий и практик. Наиболее разработанными являются педагогические практики и технологии в объектном подходе. Инструментом в этих технологиях служат обычно информационно-знаниевые блоки учебных предметов. Способом работы служит, во-первых, классно-урочная форма учебного процесса, а, во-вторых, последовательность и форма представления учителем учебного материала.

Новизной педагогических технологий здесь являются вариации инструмента: изменение объема учебных курсов, перестановка тем, введение новых курсов и т.д. Также варьируются способы деятельности: от уроков переходят к лекциям и семинарам, делают сдвоенные уроки, вводят коллективный способ обучения, от классной системы переходят к кабинетной, от наглядных плакатов к видеомагнитофону и т.д. В некоторых случаях, когда создатели технологии действительно получают более глубокие представления о ребенке, появляются новации по типу "опорных конспектов" В.Ф.Шаталова, учитывающих специфику концентрации внимания и запоминания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Особенности студенческого возраста
Студенческий возраст (18-25 лет) представляет особый период в жизни человека, составляющий, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития. Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными у ...

Анализ педагогической деятельности по проведению дидактических игр на уроках русского языка с целью повышения интереса к предмету
Ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна, однако многие из педагогов начальной школы если не игнорируют вовсе ее абсолютное право на присутствие в жизни младшего школьника, то относятся к ней с некоторой настороженностью, недоверием, опасением. Одна из главных и распространенных ...

Особенности обучения студентов в ВУЗе
При переходе на многоуровневую структуру подготовки в вузе специалистами вузовского образования отмечается, что для достижения высокого уровня научно-практической подготовки студентов необходимо решить две главные проблемы: обеспечить возможность получения студентами глубоких фундаментальных знаний ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru