Уже в самые далёкие времена обнаружилась железная закономерность: какие учителя – такое общество. Те государства в истории развития человеческой цивилизации вырывались вперёд, где были лучшие системы образования, лучшие школы и учителя.
Зинченко А. утверждает, что по отношению к сферам общественной мыследеятельности сфера образования находится в режиме опережающего имитационного проигрывания и в то же время, система образования должна обеспечить подготовку специалистов согласно предъявляемым со стороны общества требованиям. На определённых этапах развития общества эти требования выглядели по-разному и, по сути, являлись предпосылками для каждого последующего этапа в становлении педагогической деятельности.
На первом историческом этапе учительская деятельность отождествлялась с Искусством, а учитель был Учителем с большой буквы – Мастером (конкретный человек, который хорошо умеет что-то делать). Ведущим содержанием здесь являлся образ жизни образца – учителя, а работы осваивались учениками по сопричастности к жизни Учителя.
С появлением индустриальных отношений, в условиях интенсивно развивающегося массового производства количество выпускаемых "изделий-учеников" перестаёт удовлетворять потребностям общества, что приводит к идее создания образовательной системы как массовой социальной технологии – второй этап становления педагогической деятельности. Здесь учитель – куда менее значимая фигура, он – элемент большой образовательной машины, а обучение – есть "индустриально-цеховое" производство.
Современная социокультурная ситуация в России – переходный период от индустриального общества к постиндустриальному. Для данной ситуации характерна высокая социальная и культурная динамика (когда за время жизни одного поколения проходят значительные изменения в ценностных ориентациях и социальном устройстве общества), а также – интенсивное межкультурное взаимодействие. В обществе бурно развивающихся технологий – когда объем информации удваивается каждые 3 года, список профессий обновляется более чем на 50% каждые 7 лет, – человеку, чтобы быть успешным, приходится менять место работы в среднем 3 – 5 раз в жизни. Фундаментальные академические знания в эпоху Интернет и электронных справочников перестают быть значимым "образовательным капиталом".
Но если знания сами по себе больше не ценность, то какой результат образования необходим личности и востребован в современном обществе?
Идея компетентностно-ориентированного образования – один из ответов на вопрос о направлениях модернизации образования. Формирование компетенций студентов (т.е. способность применять знания в реальной жизненной ситуации и быть готовыми к штатным и нештатным ситуациям в современных развивающихся и управляющих миром сферах мыследеятельности) является одной из наиболее актуальных проблем современного образования.
В связи с этим актуальным является трансформация "позиции учителя": от "транслятора знаний" к позициям модератора, консультанта, супервизора, тренера (для освоения которых учителю необходимо владеть инновационными видами деятельности: проектной, исследовательской и управленческой). В этом случае сама личность учителя становится "непосредственным содержанием образования".
Чтобы содействовать развитию компетенций, в обучении должны применяться новые методики и технологии, причем внимание следует уделять межпредметным связям, знаниям, выходящим за рамки одного предмета, опоре на уже имеющиеся знания и опыт, на самостоятельную работу и личную ответственность студентов. Анализ образовательных технологий, используемых на сегодняшний день в вузах, указывает на сохранность традиционных подходов к организации и осуществлению процесса обучения, заключающихся в значительной степени репродуктивности лекционно-семинарской системы занятий при явном их преобладании над исследовательскими формами организации.
Вместе с тем, для мировых тенденций в современном вузовском образовании характерно усиление практико-ориентированного характера образования. Данное обстоятельство объясняется стремлением университетов подготовить специалистов, способных в максимально короткий срок адаптироваться к быстро меняющимся условиям профессиональной деятельности, новым информационным технологиям и системам коммуникации.
Актуальность дипломной работы определяется необходимостью создания новой системы образования, важным элементом которой является создание образовательных курсов нового поколения, которые не ограничены рамками "учебной дисциплины", но имеют межпредметный характер и направлены на "выращивание" у студентов новых современных компетентностей.
Цель дипломной работы – оформление концептуальных положений и принципов образовательных курсов нового поколения, выделение методики диагностики степени усвоения студентами методов исследовательской деятельности в курсе "Методы педагогических исследований" и её практическая апробация.
В соответствии с целью в дипломной работе были решены следующие задачи:
сделан обзор существующих проектов по организации новой системы образования;
выделены методологические основы проектной, исследовательской и управленческой деятельности, как те, которыми должен владеть педагог "третьего поколения";
разработаны общие технологические схемы организации педагогической деятельности в курсе "Методы педагогических исследований";
произведена реконструкция оснований оценки образцовых студенческих работ, на основе чего выделена критерии, входящие в методику диагностики степени усвоения студентами методов исследовательской деятельности в курсе "Методы педагогических исследований";
проведена практическая апробация выделенной методики на отчётах студентов группы ПМ – 42 образца 2002 г.; по результатам сделаны выводы.
Предметом дипломной работы является разработка принципов новых курсов, а также технологическое описание курса "Методы педагогического исследования".
Жанр дипломной работы – разработка.
Используемые в работе методы:
метод включенного наблюдения;
критический анализ литературы;
исследование "действием".
Основные результаты дипломной работы:
проведен обзор литературы, выделены основные положения и принципы образовательных курсов "нового поколения";
приведено технологическое описание курса "МПИ";
проведён анализ образцовых студенческих работ, выделены критерии для последующего анализа отчётов;
проведана практическая апробация выделенной методики, на основе чего сделана оценка усвоения методов исследовательской деятельности студентами группы ПМ – 42 (2002 г.) в курсе "МПИ".
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе описывается социально-культурная ситуация, обосновывается необходимость разработки новых педагогических курсов для формирования компетенций студентов; проводится анализ концепций новой системы современного образования; далее обозначаются методологические основы проектной, исследовательской и управленческой деятельности; раскрывается содержание исследовательской деятельности.
Во второй главе оформлены результаты авторского анализа существующих концепций новой системы образования, на основании которого выделены принципы, содержание и формы организации современных педагогических курсов; в качестве конкретного примера современной организации курсов нового поколения приводится концепция и выделяются технологические особенности курса "Методы педагогических исследований".
Третья глава – практическая. Проводится анализ образцовых студенческих работ с целью выделения критериев для последующей оценки отчётов; оценивается эффективность методов преподавания в курсе "МПИ" с позиции студента на основе анализа отчетов студентов ППФ группы ПМ – 42 (2002 г.) и отчетов студентов 4 и 5 курсов Красноярского государственного университета, где автор преподавал во время педагогической практики; сформулированы основные выводы по результатам применения методики о степени усвоения студентами методов исследовательской деятельности.
В заключении сделаны основные выводы, представлены результаты дипломной работы, а также – перспективы развития темы диплома. В конце дипломной работы приводится список используемой литературы и приложения.
Другое о педагогике:
Межпредметные связи в курсе начал анализа в старших классах гуманитарного
профиля
В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания. Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга, и особенно проникновением математики и ее методов в другие отрасли знания. Необходимость связи межд ...
Основные направления логоритмического воздействия в системе устранения ОНР
у дошкольников
Данные исследования психомоторики дошкольников с ОНР свидетельствуют о необходимости введения логоритмических занятий в систему преодоления ОНР. Анализ существующей литературы по данной проблеме позволяет сделать вывод о недостаточности имеющихся на сегодняшний день методик проведения логоритмическ ...
Формы занятий в физическом воспитании
Под формами занятий физическими упражнениями
понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий. По особенностям орг ...