Ведущими типами образовательной деятельности как модусов существования базового образовательного процесса являются гуманитарно-организованные:
управление (и системно-управленческая организация деятельности);
проектирование (и проектно-организованные системы деятельности); sub zero appliance repair San Jose
исследование (и исследовательский тип организации деятельности).
Управление как тип деятельности имеет отношение к работе с процессами развития и так называемыми "самодвижущимися" - способными развиваться – объектами. Сущность процесса управления в пределе можно описать как осуществление специально созданных (искусственных) траекторий развития. При этом управленческая деятельность предполагает управляемый объект, управляющий объект и определенные отношения между ними. Управляемая система находится как бы внутри управляющей.
Современное управление связано с разработкой и реализацией стратегий развития социокультурных объектов.
Представление управления как типа образовательной деятельности предполагает выявить ее "антропологическое значение". Управление есть способ защиты человека от процессов отчуждения, и в этом смысле эта деятельность не может быть приватизирована только профессионалами. В антропологическом смысле управление есть стратегия освобождения человека от деятельности (деятельностных и социальных машин, нормативных и моральных "захватов"), в которую он включен за счет использования им рефлексивных способностей и мышления за счет возможности обращения к той или иной Онтологической Картине.
Таким образом, рассмотрение управления как ведущего типа образовательной деятельности означает, прежде всего, включение детей в рефлексивные виды работ по изменению содержания, форм, способов различных деятельностей. Причем природа этих изменений должна иметь не сиюминутный, а апелляционный характер – то есть апеллировать по отношению к большему, чем сам сегодняшний обучающийся, Миру (Контексту). Сам образовательный процесс представляет собой соорганизацию контекстуальных представлений о Мире большей реальности, социокультурного опыта и рефлексивно-программных разработок, в которые включается субъект образования. На уровне предельной деятельности фиксируется проблемная ситуация; в контекстуальных представлениях отыскиваются средства для организации деятельности, а сама деятельность образующегося предусматривает создание и определение условий, в которых та или иная практика (политическая, образовательная, научная, художественная и др.) может изменять свои качества.
Выбор и содержание так называемых контекстуальных представлений задает мировоззренческий и ценностный аспект содержания образования (воспитание); в рамках анализа ситуаций социокультурного опыта вводятся необходимые знаниевые компоненты. Основной же образовательной целью выступает оформление возможностей через организацию условий разворачивания и развития той или иной практики. Одной из базовых деятельностей при этом должно стать собственное образование человека как объект управления и развития.
На различных возрастных этапах управление как ведущий образовательный тип деятельности может быть использовано по-разному, исходя из уровня индивидуальной рефлексии детей и их мотивационного отношения к тем или иным типам практик.
Проектирование как тип деятельности направлено на материализацию и реализацию человеком своих идеальных схем и образов. Проектность – определяющая стилевая черта современного мышления, признак современной культуры, противопоставляющей себя канонической культуре. По существу, проектирование как непрерывное творческое пересоздание действительности на основе имеющегося замысла становится основным способом существования человека. Проектная культура в предельном смысле предполагает соорганизацию культурных образов (идеалов), их деятельностное включение и рефлексию, производящую соотношение идеального с реальным. Проблематизирующее мышление становится основной формой деятельности проектировщика.
Следует отметить, что современное гуманитарное проектирование ориентировано на культурно-знаковые программы – дизайн-программы. В структуру таких проектов входят эстетическая и этическая концепции, авторы которой претендуют на моделирование целостного образа мира. В этом смысле Мир для современного проектировщика является проблемой – это своеобразная плата за приобретение свободы организации Мироздания. Дизайн–проектирование предусматривает ценностно-эстетическую рефлексию человека, с помощью которой возможно осуществить социально-культурное моделирование в единстве его объективной целесообразности и субъективно-ценностных переживаний (и осмысленности) человека. То, есть идея дизайн-проектирования состоит в придании единства окружающей действительности, а конкретно осуществления синтеза культурных образцов, ценностных смыслов и художественных форм их натурального существования. Таким образом, гуманитарное проектирование может занимать важнейшее место в современном образовании, а именно – место организации системной целостности окружающего Мира.
Другое о педагогике:
Тесты фиксированной длины, компьютерная генерация параллельных вариантов
теста
Основные компоненты процесса автоматизированной компоновки теста для компьютерного предъявления. Процесс автоматизированной компоновки теста в том случае, когда он происходит заранее и не в адаптивном режиме, включает сборку (генерацию) параллельных вариантов, выбор правила подсчета баллов тестируе ...
Роль и значение экспериментальных заданий в
школьном курсе физики
Роберт Вудвортс (R. S. Woodworth), опубликовавший свой классический учебник по экспериментальной психологии («Experimental psychology», 1938), определял эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает осталь ...
Сочинение по картине, как один из основных видов упражнений по развитию
речи
В современной методике русского языка существует множество подходов к пониманию сочинений по картине и к методике их проведения. В частности профессор А.В. Текучеврассматривает сочинения по картине в следующем аспекте: Это один из самых распространенных и давно применяемых в школе видов сочинения. ...