Методологические основы проектной, исследовательской и управленческой деятельности

Педагогическая теория » Освоение общих методов исследовательской деятельности студентами дополнительной квалификации "Преподаватель" » Методологические основы проектной, исследовательской и управленческой деятельности

Страница 2

По существу проектное мышление есть современный способ моделирования культуры. Таким образом, в дизайне материалом моделирования являются различные жизнедеятельностные системы. Проектное мышление (в противоположность научному) не имеет предметной организации, его культурная функция – проблематизация ценностей, идеалов, культурных образцов. Этим дизайн принципиально отличается от технических видов проектирования, которые организуются и функционируют как предметные деятельности. Так понимаемый дизайн есть проектная деятельность преодолевающая барьеры специализации и соответственно принадлежит в современности к массовым практикам.

Антропологическая составляющая процесса гуманитарного проектирования очень важна в современном воспитании и образовании. За счет осознания возможности творческой реализации, претворения своего замысла в реальность человек знакомится с феноменом свободы. За счет этого создается ситуация самоопределения, как проблемная ситуация для полагания должного – ориентира для самоорганизации. Поэтому "проект" в образовании есть не только по-новому, системно организованная деятельность, а практика построения и реализации образцов, определяющая собственную индивидуальную организацию.

В само проектирование как образовательный процесс могут быть втянуты различные социокультурные проблемы в зависимости от поставленных образовательных задач. При этом разрешение этих задач должно приводить к реализации как минимум двух образовательных функций:

1) освоение методов проектного Мышления и Деятельности;

2) организация людьми таких систем жизнедеятельности, в которых они хотели бы жить и действовать в реальном Будущем.

Исследование как тип деятельности представляет собой познание окружающего мира посредством теоретических конструкций – методов организующих мышление и деятельность познающего. Исследовательская деятельность предусматривает как бы "захват" фрагмента окружающего мира системно-организованными исследовательскими средствами, в результате чего возникают представления о мире, которому и приписывается статус легитимной реальности. ХХ век внес существенные изменения в организацию процессов исследовательского познания, проведя резкую границу, разделив науки о природе и науки о культуре. Причем это разделение основывалось не столько на различиях содержания естественных и культурно-научных дисциплин, а на различиях методов познания. Если в естественнонаучной традиции используются методы обобщения и установления законов, то в гуманитарном исследовании предусматривают выделение индивидуальных особенностей, представляют уникальное, описывают отдельное.

Именно такая методология позволяет фиксировать возникновение принципиально новых социокультурных феноменов. Причем гуманитарные исследования могут оперировать понятиями, имеющими индивидуальное, а не общее содержание. При этом общезначимость выделяемого в таком подходе обеспечивается отнесением к той или иной ценности. Индивидуальный объект, превращенный в предмет исследования и осмысления получат свою общезначимость, не теряя при этом своей уникальности, потому, что отобран в поле ценностей как имеющий определенный смысл. Так понимаемое исследование превращается, по сути, в конструирование гуманитарных объектов.

В антропологическом плане гуманитарные исследования формируют, прежде всего, способности интерпретации, которые в свою очередь направлены на конструирование объектов реальности жизни человека. Интерпретация предусматривает оформление субъективной версии познающего об объекте познания; интерпретация возможна путем рефлексии собственной позиции – деятельностной, духовной, экзистенциальной, то есть осознания и выделения истории своего становления, "культурного происхождения". Таким образом, вхождение в процессы гуманитарного исследования возможно задавать в образовании как процессы индивидуализации.

Исследование как ведущий тип образовательной деятельности предусматривает моделирование средств и методов представления того или иного явления, выделение-конструирование сущностного качества, оформление субъектно-рефлексивной версии существования выбранного явления.

Специализация как обучающая функция реализуется здесь на уровне исследуемых объектов-явлений и их выделяемых качеств; "отслоение" метода связано с формированием способностей организации процессов познания; само же конструирование гуманитарных объектов оформляет картину мира, систему ценностей и убеждений.

Страницы: 1 2 


Другое о педагогике:

Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы
Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов. К такому комплексу следует отнести тексты лекций, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы, банки заданий и задач, сформулированных на основе р ...

Изучение специфики коррекционного обучения детей с задержкой психического развития формам связной речи
Одно из важнейших условий коррекции речи детей с задержкой психического развития – организация их речевой практики, в которой ведущая роль отводится самостоятельной активной речевой деятельности ребёнка. Умение участвовать в такой форме речевого общения, как диалог, является одним из важнейших проя ...

Разработка концепции курса
В результате анализа существующих аналогов учебных программ сделан вывод, что в существующем курсе по дисциплине «Формообразование» не выстроен в полной мере логический переход от изучения плоских композиций к работе с объемом в пространстве. Необходимость данного перехода обусловлена в целом межпр ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru