Метод игровой организации учебного материала и процесса обучения

Страница 1

Принцип активности в процессе обучения был и остается одним из основных важнейших понятий в дидактике. Под данным понятием подразумевается такое качество деятельности ребенка, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, а также результативностью и соответствием социальным нормам. Такую активность ребенка можно вызвать целенаправленным педагогическим воздействием и организацией педагогической среды.

Познавательная активность учащихся – понятие очень широкое. Но ее можно конкретизировать путем выделения двух тесно связанных между собой, но все-таки отличительных друг от друга задач:

1. как сосредоточить внимание и интерес учащегося на данном конкретном материале, или, что одно и то же, как сделать материал настолько привлекательным, чтобы он проникал не только в голову, но и в душу;

2. как сформировать у учащегося постоянную познавательную активность, которая характеризовалась бы его встречным движением к учебному материалу, даже на первых порах и не очень привлекательному.

Достичь этих задач, значит заинтересовать и активизировать учащихся с помощью занимательных форм заданий. Активными формами работы следует считать те формы, которые требуют от выполняющих ее учащихся напряжения, внимания, запоминания. Для повышения эффективности закрепления материала нужно использовать упражнения с элементами занимательности, к которым относится игра. «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить», – М. Горький.

Игра – это вид деятельности в условиях, ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме проведения занятий происходит по следующим направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве ее средства.

Игровые технологии относятся к игровому обучению, в основу классификации которого положены два признака: наличие модели, предмета или процесса деятельности и наличие ролей, характер общения обучаемых.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы более обширной технологии;

- в качестве урока или его части: введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля;

-как технологии внеклассной работы.

Различные виды игр используются практически на всех ступенях обучения.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций. Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, она тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных учеников. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главой цели – творческо-поисковой деятельности. Ученики повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже поэтому, игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма социального опыта, одна из сложных способностей человека.

Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажая свои психофизические, интеллектуальные способности, как в игре. Игра – регулятор всех жизненных позиций учащегося. Школа игры такова, что в ней обучаемый – и ученик, и учитель одновременно.

Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:

Схема 3 − Функции игровой деятельности

Рассмотрим подробнее особенности всех этих функций:

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Самая превосходная должность под солнцем
Душой и сердцем воспитания является учитель, от него зависит будущее мира. От воспитания детей зависит «исправление человеческих дел на земле», развитие всего общества. «Следующий век будет именно таким, какими будут воспитанные для него будущие граждане». Должность учителя ответственна и высока, о ...

Построение анкеты
Анкета должна иметь три части: вводную, основную и демографическую ("паспортичку"). Вводная часть анкеты представляет собой своеобразное обращение к респондентам, в котором указываются: 1) научное учреждение, которое ведет данную тему исследования и от имени которого выступает исследовате ...

Воплощение технологического подхода в построении конкретных систем обучения
Воплощение технологического подхода в построении систем обучения имеет много примеров из прошлого: система индивидуально предписанного обучения, созданная в середине 1960-х гг. Питтсбургским университетом; система бригадно-индивидуального обучения, разработанная в 1980-е гг. в университете Джонса Г ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru