Принцип активности в процессе обучения был и остается одним из основных важнейших понятий в дидактике. Под данным понятием подразумевается такое качество деятельности ребенка, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, а также результативностью и соответствием социальным нормам. Такую активность ребенка можно вызвать целенаправленным педагогическим воздействием и организацией педагогической среды.
Познавательная активность учащихся – понятие очень широкое. Но ее можно конкретизировать путем выделения двух тесно связанных между собой, но все-таки отличительных друг от друга задач:
1. как сосредоточить внимание и интерес учащегося на данном конкретном материале, или, что одно и то же, как сделать материал настолько привлекательным, чтобы он проникал не только в голову, но и в душу;
2. как сформировать у учащегося постоянную познавательную активность, которая характеризовалась бы его встречным движением к учебному материалу, даже на первых порах и не очень привлекательному.
Достичь этих задач, значит заинтересовать и активизировать учащихся с помощью занимательных форм заданий. Активными формами работы следует считать те формы, которые требуют от выполняющих ее учащихся напряжения, внимания, запоминания. Для повышения эффективности закрепления материала нужно использовать упражнения с элементами занимательности, к которым относится игра. «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить», – М. Горький.
Игра – это вид деятельности в условиях, ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме проведения занятий происходит по следующим направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства.
Игровые технологии относятся к игровому обучению, в основу классификации которого положены два признака: наличие модели, предмета или процесса деятельности и наличие ролей, характер общения обучаемых.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве урока или его части: введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля;
-как технологии внеклассной работы.
Различные виды игр используются практически на всех ступенях обучения.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций. Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, она тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных учеников. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главой цели – творческо-поисковой деятельности. Ученики повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже поэтому, игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма социального опыта, одна из сложных способностей человека.
Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажая свои психофизические, интеллектуальные способности, как в игре. Игра – регулятор всех жизненных позиций учащегося. Школа игры такова, что в ней обучаемый – и ученик, и учитель одновременно.
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:
Схема 3 − Функции игровой деятельности
Рассмотрим подробнее особенности всех этих функций:
Другое о педагогике:
Классификация педагогических технологий
Классифицируя педагогические технологии, Селевко выделяет следующие их классы : - По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии. - По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, н ...
Работа с трудными подростками и решение проблемы беспризорности в России в
20–30-х гг. ХХ в
В 20-е – начало 30-х гг. ХХ века складывались концептуальные подходы к работе с трудными подростками, основополагающими среди которых можно назвать следующие принципы: · принцип трудового воспитания бездомных детей. Труд не просто как средство занять детей и дать определенные знания, умения и навык ...
Эффективность внедрения профильного обучения в сельских школах
Одним из наиболее актуальных направлений деятельности органов управления образованием, методических служб на всех уровнях, общеобразовательных учебных заведений в последние годы является обеспечение перехода старшей школы на профильное обучение. Преимущественная профильность школы III ступени преду ...