Концепция и технологические схемы "Методов педагогического исследования"

Страница 1

В 2002 – 2003 гг. автор данной работы, будучи студентом четвёртого курса, прослушал курс "Методы педагогического исследования" ("МПИ"); в 2003 г., являясь уже студентом пятого курса, автор в паре с другой студенткой преподавал курс "МПИ" у студентов четвёртых – пятых курсов биологического и химического факультетов. В результате оформилось собственное видение содержания курса, особенностей организации занятий, эффективности используемых педагогических приемов.

Необходимо отметить, что "МПИ" изначально проектировались как деятельностная форма образования, включающая в себя черты, описанные в пункте 2.1. данной главы. Базовой идеей являлось построение образования, в результате которого человек становится субъектом деятельности. Деятельностный подход в курсе "МПИ" предполагает такой вариант организации учебного процесса, в котором педагог не сообщает готовые знания студентам, а организует учебные ситуации, в которых студенты осваивают общие способы инновационных видов деятельности (управления, проектирования, исследования), добиваясь того, что студент сам вырабатывает знания и в результате глубоко понимает содержание предмета.

Концепция данного курса опирается на достижения системомыследеятельностного подхода (Московский методологический кружок, Г.П. Щедровицкий и др.) и культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского.

В рамках системомыследеятельностного подхода была выделена структура мышления–деятельности (мыследеятельности), позволяющая различать и соотносить мышление, коммуникацию, действие, рефлексию и понимание. Обоснована ключевая роль коммуникации в выстраивании и освоении систем деятельности.

Культурно-историческая концепция рассматривается как рамка на структурирование учебного материала и организацию педагогического действия, определяемая положением Л.С. Выготского об интериоризации. В соответствии с данным положением о том, что сложные формы мышления и деятельности сначала осуществляются во внешней (коллективно-распределённой) форме и лишь потом интериоризируются и переходят в индивидуальную способность человека, и выстроен учебный процесс. При этом образовательное движение разворачивается с опорой на исходную базовую единицу – группа студентов и преподаватель – и заканчивается созданием конечной учебной единицы – студента, способного к самостоятельному мышлению и действию.

Кроме того, опыт экспериментирования в сфере гуманитарного образования на ППФ позволяет строить образование не только через чтение текстов гуманитарного содержания и опыт действования в "гуманитарных" ситуациях психологической и педагогической работы, но и как рефлексию своих и культурных форм мышления и понимания. При этом становится возможным "вычленение", "расклейка" способов и материала, на котором они разворачиваются.

Для организации образовательного процесса в таких условиях недостаточно деятельности "однопозиционных" новаторов или попыток собрать в одном лице функции нескольких позиций, необходимы кооперации различных позиций: педагога-предметника, психолога, методиста, учащегося (схема 1).

У преподавателя должен быть продуманный план организации учебной деятельности. Для решения определённых педагогических задач, связанных с целью обучения студентов, педагог пользуется методикой, которую он реализует с помощью различных педагогических техник, способов и приёмов. Позиция методиста, имеющего представления о технологии образовательного процесса и взаимодействующего через неё с педагогом, необходима для "удержания" в системе обоих слоёв: педагогического (преподаватель) и образовательного (студенты), – что позволяет учесть все факторы, влияющие на результаты процесса учения – обучения, и достичь наибольшей его эффективности. Всё вышеописанное действие ставит педагогический инженер (организация и управление образованием). Построенная система есть модель педагогической технологии. Технология в образовании – это рефлексия и осознание общих принципов и способов работы педагога во всех процессах образования.

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Использование воспитывающих ситуаций для детей экспериментальной группы на уроках и во внеурочное время с целью формирования адекватной самооценки
адекватная самооценка школьный воспитывающий С целью формирования адекватной самооценки младших школьников нами был проведен формирующий эксперимент, в основу которого положена выдвинутая нами гипотеза - воспитывающие ситуации будут способствовать формированию адекватной самооценки младших школьник ...

Комплекс упражнений для развития навыков фонетики на начальном этапе
Разработанный нами комплекс фонетических упражнений рассчитан на младших школьников и включает в себя игровые и песенные технологии. Он рассчитан на четыре занятия, а также включает в себя подготовку и показ сценки на школьном мероприятии. На каждом занятии учащимся предлагается прослушать песню и ...

Урок проверки и оценки знаний
Главная его цель – проверить качество и прочность знаний учащихся. Обычно он проводится после изучения отдельных разделов программы. На уроках этого типа не представлены в виде самостоятельных этапов такие части урока, как усвоение нового материала, закрепление, повторение, хотя все они в каких-то ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru