Концепция и технологические схемы "Методов педагогического исследования"

Страница 1

В 2002 – 2003 гг. автор данной работы, будучи студентом четвёртого курса, прослушал курс "Методы педагогического исследования" ("МПИ"); в 2003 г., являясь уже студентом пятого курса, автор в паре с другой студенткой преподавал курс "МПИ" у студентов четвёртых – пятых курсов биологического и химического факультетов. В результате оформилось собственное видение содержания курса, особенностей организации занятий, эффективности используемых педагогических приемов. sub zero appliance repair San Jose

Необходимо отметить, что "МПИ" изначально проектировались как деятельностная форма образования, включающая в себя черты, описанные в пункте 2.1. данной главы. Базовой идеей являлось построение образования, в результате которого человек становится субъектом деятельности. Деятельностный подход в курсе "МПИ" предполагает такой вариант организации учебного процесса, в котором педагог не сообщает готовые знания студентам, а организует учебные ситуации, в которых студенты осваивают общие способы инновационных видов деятельности (управления, проектирования, исследования), добиваясь того, что студент сам вырабатывает знания и в результате глубоко понимает содержание предмета.

Концепция данного курса опирается на достижения системомыследеятельностного подхода (Московский методологический кружок, Г.П. Щедровицкий и др.) и культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского.

В рамках системомыследеятельностного подхода была выделена структура мышления–деятельности (мыследеятельности), позволяющая различать и соотносить мышление, коммуникацию, действие, рефлексию и понимание. Обоснована ключевая роль коммуникации в выстраивании и освоении систем деятельности.

Культурно-историческая концепция рассматривается как рамка на структурирование учебного материала и организацию педагогического действия, определяемая положением Л.С. Выготского об интериоризации. В соответствии с данным положением о том, что сложные формы мышления и деятельности сначала осуществляются во внешней (коллективно-распределённой) форме и лишь потом интериоризируются и переходят в индивидуальную способность человека, и выстроен учебный процесс. При этом образовательное движение разворачивается с опорой на исходную базовую единицу – группа студентов и преподаватель – и заканчивается созданием конечной учебной единицы – студента, способного к самостоятельному мышлению и действию.

Кроме того, опыт экспериментирования в сфере гуманитарного образования на ППФ позволяет строить образование не только через чтение текстов гуманитарного содержания и опыт действования в "гуманитарных" ситуациях психологической и педагогической работы, но и как рефлексию своих и культурных форм мышления и понимания. При этом становится возможным "вычленение", "расклейка" способов и материала, на котором они разворачиваются.

Для организации образовательного процесса в таких условиях недостаточно деятельности "однопозиционных" новаторов или попыток собрать в одном лице функции нескольких позиций, необходимы кооперации различных позиций: педагога-предметника, психолога, методиста, учащегося (схема 1).

У преподавателя должен быть продуманный план организации учебной деятельности. Для решения определённых педагогических задач, связанных с целью обучения студентов, педагог пользуется методикой, которую он реализует с помощью различных педагогических техник, способов и приёмов. Позиция методиста, имеющего представления о технологии образовательного процесса и взаимодействующего через неё с педагогом, необходима для "удержания" в системе обоих слоёв: педагогического (преподаватель) и образовательного (студенты), – что позволяет учесть все факторы, влияющие на результаты процесса учения – обучения, и достичь наибольшей его эффективности. Всё вышеописанное действие ставит педагогический инженер (организация и управление образованием). Построенная система есть модель педагогической технологии. Технология в образовании – это рефлексия и осознание общих принципов и способов работы педагога во всех процессах образования.

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Мероприятия по совершенствованию деятельности Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей» г. Оренбурга
В соответствии с содержанием концепции развития дополнительного образования детей необходимо разработать мероприятия по развитию Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей. Основным направлением развития МУДОД «Центр эстетического воспитания де ...

Образование как средство развития человека – формирование инвестиций в человеческое развитие
Инвестиции в человеческий капитал содействуют не только повышению доходов индивида, но и способствует росту производительности труда. Сторонники теории человеческого капитала подходят к рассмотрению инвестиций в человека, основываясь на концепции «предельной полезности» и «предельной производительн ...

Сущность коммуникативной компетенции и её структура
Концепция модернизации российского образования определяет новые социальные требования к формированию жизненных установок личности. Происходит переориентация оценки результатов образования с понятия «компетенции» обучающихся. Коммуникативная направленность обучения является основной стратегией гуман ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru