Концепция и технологические схемы "Методов педагогического исследования"

Страница 3

Использование математических методов в курсе "МПИ".

Целью данного этапа является знакомство студентов с математическими методами обработки результатов исследовательской деятельности. Освоение этого блока происходит за счёт деятельностного подхода: студенты осваивают способы обработки результатов через выполнение конкретных практических заданий, анализируя продукты своей деятельности, выделяя общие принципы.

Задача преподавателя: обеспечить необходимый материал для практических действий студентов, а также – коллективное обсуждение полученных результатов, рефлексию осуществленной деятельности.

В рамках данного этапа изучаются следующие темы:

Общие положение статистического анализа, обработки и представления результатов.

Первичная статистическая обработка результатов.

Вторичная статистическая обработка результатов.

4. Подведение итогов: проектирование студенческой исследовательской работы для объединения полученных знаний и усвоенных способов (методов) деятельности в целостную систему.

Кроме приведённых особенностей организации обучения на выделенных четырёх этапах, можно рассмотреть освоение студентами каждой отдельно взятой темы курса через содержание преподавательской деятельности. Оно выстроено следующим образом:

актуализация представлений, создание провокационных ситуаций (за счет этого происходит включение студентов в смысловое поле).

введение базовых понятий в режиме диалога (в процессе общения студент начинает размышлять, делать выводы, соотносить новые сведения со своими представлениями).

понимание студентом специфики и содержания метода.

пробные действия на себе, коллективный анализ переживаний (студент переживает, прочувствывает ситуацию, "залазит в шкуру" испытуемого).

разрыв в деятельности (при выходе из этого разрыва происходит освоение метода).

исследование, план, организационный метод (понимание студентами того, что они будут делать).

описание метода, анализ результатов (написание студентами отчета)

На каждом этапе есть свои педагогические техники, формы (они становятся педагогическим инструментарием). Чтобы обеспечить освоение материала студентами, преподаватель создает определенные ситуации:

провокация (преподаватель побуждает студентов к действиям, которые влекут за собой нужные последствия: за счет этого студент высказывает "спрятанные, глубоко скрытые" мысли).

дискурсивное обсуждение оформления базовых понятий (преподаватель выстраивает общение, коммуникацию, в процессе которой он направляет обсуждение в "нужное" русло).

проблемные ситуации, в которых за счёт выхода студента на границы применения того или иного метода понимается его специфика.

организация освоения метода за счет пробного действия студентов на себе, на других и – написания рефлексивного отчета.

Исходя из вышесказанного, мы можем выстроить полную технологическую схему образовательного процесса в курсе "МПИ".

Полная технологическая схема:

Педагогический слой

Ситуации

1, 2

2

2, 3

1, 2, 4

2, 4

3, 4

Образовательный слой

Актуализация представлений,

создание провокационных

ситуаций

Введение базовых понятий

Специфика и содержание метода

Пробные действия на себе, коллективный анализ переживаний

Разрыв в деятельности

Исследование, план, организационный метод

Описание метода, анализ результатов

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Общая характеристика старшего подросткового и юношеского возраста
Психологическое содержание подросткового возраста до сих пор остается предметом дискуссий отечественных психологов. Несмотря на большое количество исследований в этой области, отечественная наука пока не пришла к единой точки зрения на вопросы: что является ведущей деятельностью в этом возрасте, ка ...

От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов
Специальная педагогика как любая фундаментальная наука имеет свою историю становления и развития. Исследование эволюции отношения государства и общества к лицам с отклонениями в развитии с античных времен до наших дней позволило выделить переломные моменты, разграничивающие пять периодов эволюции. ...

Обобщение и систематизация знаний в процессе обучения
Урок обобщения и систематизации применяется вместо традиционного урока повторения учебного материала. Необходимость такого урока вызвана следующими обстоятельствами. Урок повторения, как правило, преследовал цели закрепления знаний и реализации дидактического принципа прочности знаний. Этой цели со ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru