С другой стороны, технология выступает как практическое действие и описание знаний (схема 2). Чётко прописаны действия, которые приводят к одному и тому же результату.
Таким образом, можно говорить об изменении организации работы преподавателя вуза: вместо индивидуальной работы приходит командная работа преподавателей.
При организации учебного процесса в курсе "МПИ" учитывалась "двусторонность" учебного процесса. С одной стороны, было важно, что происходит со студентом в процессе обучения, каковы изменения в его развитии и что влияет на эти изменения. С другой стороны, преподаватель, который направляет деятельность студента, обеспечивает осознанное усвоение предлагаемого материала учащимся, организует учебный процесс таким образом, что на первый план выдвигается становление студента как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.
Образовательный процесс в курсе "МПИ" тематически был построен в логике формирования учебной деятельности ребенка, с учётом его психологических особенностей. Условно можно выделить четыре этапа:
Введение в курс "МПИ": теоретический раздел.
Целью данного этапа является "погружение" студентов в содержание курса: осознание ими того, что будет происходить на занятиях, какие знания, умения и способы деятельности предстоит освоить. У студентов формируются общие представления о методах педагогического исследования, происходит "настрой" на определённый вид деятельности – исследовательский.
Основной метод работы преподавателя при этом – сочетание трансляционного режима с дискурсивным обсуждением. Последнее необходимо для понимания "настроений" студентов, получения обратной связи, установления со студентами "дружеских" (преподаватель не диктатор каких-либо требований к студентам, а со - участник процесса обучения) доверительных отношений. К данному блоку относятся темы:
Понятие научно-исследовательской деятельности. Методология естественнонаучного и гуманитарного исследований;
Структура научного психолого-педагогического исследования. Требования к оформлению студенческой научной работы;
Общая характеристика методов педагогического исследования.
Усвоение содержания курса "МПИ".
Цель данного этапа: непосредственное освоение студентами методов педагогического исследования через деятельностную организацию обучения, т.е. обучаемые не просто изучают исследовательскую деятельность – они её исследуют.
Задача преподавателя: выстроить процесс обучения в логике разворачивания исследовательской деятельности, а именно: постановка проблемы → определение цели, задач → выделение объекта и предмета исследования → выдвижение гипотезы → выбор метода исследования → процедура → исследование → обработка полученных данных, анализ → представление результатов → выводы.
Освоение каждого метода (темы) завершается написанием студентами письменного отчёта о проведённом исследовании с собственными рефлексивными суждениями, выводами. Данный этап включает изучение следующих методов педагогического исследования:
Методы тестирования: 1) методика диагностики готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению; 2) оценка уровня сформированности компонентов учебной деятельности у младших школьников.
Метод наблюдения: исследование детской игры.
Методы опроса: беседа, интервью, глубинное интервью, фокусированное групповое интервью. Анкетирование.
Метод формирующего эксперимента: формирование психических новообразований в учебной деятельности; элементов теоретического мышления у младших школьников.
Другое о педагогике:
Эффективность реализации мероприятий по совершенствованию деятельности Муниципального учреждения
Разработка мероприятий по развитию Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей» является необходимым условием выполнения ведущей миссии учреждения дополнительного образования - развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству, способствующего ...
Игры с использованием таблиц и планов
"Где стоит матрешка?" Цель: отработка форм, передающих пространственные значения (предлоги в и на для обозначения местонахождения, конструкция "что находится где?"), употребление придаточных определительных предложений с союзным словом который (-ая, - ое, - ые). Реквизит: рисуно ...
Некоторые особенности изготовление детьми простейших народных музыкальных
инструментов
Детская инструментальная игровая практика - чисто сенсорные звуковые сигналы и наигрыши при играх на сугубо детских звуковых орудиях, в основном - идиофонах, мирлитонах, аэрофона. По своему строю детская инструментальная музыка тесно связана с обрядовой, пастушеской, охотничьей, но более свободна, ...