Констатирующий эксперимент и его анализ

Страница 1

Нами проводилось изучение состояния связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития, посещающих детский сад № 95 г. Красноярска. Исследование было направлено на выявление возможностей детей в использовании различных видов связных высказываний – от единичной фразы до составления рассказов с элементами собственного творчества. Определялась способность детей к передаче содержания знакомого литературного текста, зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации, а также своих жизненных впечатлений и собственного замысла. Комплексное исследование включало шесть последовательных экспериментальных заданий и проводилось методом индивидуального эксперимента. Обследованы 20 детей: 10 – 6 лет, имеющих задержку психического развития (экспериментальная группа), и десять дошкольников того же возраста с ЗПР (контрольная группа).

При комплектовании экспериментальной и контрольной группы учитывались:

- однотипный характер клинической формы задержки психического развития;

Для оценки результатов обследования мы ввели параметры по баллам: 1 балл – с заданием не справились даже с помощью экспериментатора, 2 балла – задание выполнили с помощью наводящих вопросов, 3 балла – задание выполнили самостоятельно.

Для проведения исследование были использованы и адаптированы методики, описанные в работах: Н.Ю. Бариковой. О.С. Ушакова, В.П.Глухова. Наглядный материал для обследования был подобран в соответствии с возрастом испытуемых и их индивидуальными возможностями и особенностями.

Опишем результаты по заданиям.

Первое задание: заключалось в составлении детьми предложений (на вопрос: «Скажи, что здесь нарисовано?») по пяти отдельным картинкам, изображающим простые действия (мальчик поливает цветы из лейки, девочка ловит бабочку сачком и т.п.). Задание предназначалось для выявления у детей умений построить фразу, адекватно передающую изображенное действие, т.е. состояло в решении определенной семантико-синтаксической задачи.

Полученные результаты показали, что дети (4 человека) с задержкой психического развития экспериментальной группы (40%) испытывали трудности в самостоятельном составлении высказываний на уровне простой законченной фразы, в связи с чем возникла необходимость в дополнительном вопросе, требующем назвать изображенное действие («Что делает мальчик, девочка?»). У большинства детей (6 человек) при этом отмечались ошибки на употребление словоформ, нарушающие связь слов в предложении, длительные паузы с поиском нужного слова, нарушение порядка слов (60%). У детей контрольной группы с заданием справились самостоятельно 7 человек, 3 детям требовалась помощь экспериментатора в виде наводящих вопросов.

Еще большее затруднение вызвало у детей экспериментальной группы выполнение второго задания – составление предложения по трем картинкам (с изображением мальчика, удочки и реки). Задание было направлено на выявление способностей детей к установлению логико-смысловых отношений между предметами и вербализацию их в виде законченной фразы – высказывания. Несмотря на задаваемый всем детям вопрос: «Что сделал мальчик», только 2 испытуемых экспериментальной группы (20%) смогли составить предложения самостоятельно, с учетом взаимосвязи всех трех картинок. Остальным испытуемым (8 человек – 80%) задание объяснялось повторно (с указанием на пропущенную картинку). У детей контрольной группы 5 человек смогли составить предложение с учетом взаимодействия всех трех картинок. Пяти человекам задание объяснялось повторно (с указанием на пропущенную картинку), из них 1 человек так и не смог справиться с заданием.

Третье задание имело целью выявить возможности детей как контрольной, так и экспериментальной группы в воспроизведении достаточно простого по структуре и небольшого по объему текста знакомой сказки («Репка»). Четыре из 10 (40%) не смогли выполнить задание, остальные (6 человека – 60%) составили пересказ с той или иной помощью экспериментатора.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Дидактическая концепция К.Д. Ушинского как система развивающего обучения
В середине XIX века во главе с К.Д. Ушинским активно всесторонне изучалась и разрабатывалась теория развивающего обучения. Идеи К.Д. Ушинского были развиты его последователями: Н. А. Корф, В. П. Вахтеров, Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, Д.Д. Семенов, Д.И. Тихомиров, В.Я. Стоюнин и другие. Теория разв ...

Игры и упражнения для обогащения словарного запаса учащихся
Потерялся поясок Цель: Упражнять детей в различении большого количества оттенков (пяти-шести) одного цвета. Совершенствовать навык описания предметов одежды (платьев, пальто, курток и др.). Игровой материал: Таблицы с наклеенными на них платьями, пальто или куртками, вырезанными из бумаги одного цв ...

Эффективность внедрения профильного обучения в сельских школах
Одним из наиболее актуальных направлений деятельности органов управления образованием, методических служб на всех уровнях, общеобразовательных учебных заведений в последние годы является обеспечение перехода старшей школы на профильное обучение. Преимущественная профильность школы III ступени преду ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru