Констатирующий эксперимент и его анализ

Страница 3

Для сравнения приводим высказывания двух детей- с задержкой психического развития экспериментальной группы и контрольной группы: «Дом, веранда… - Играем … В дочки-матери…Катались…на машине… Мы делали тортики». (Настя Ж., 6 лет). «У нас на участке есть качели, веранда, песочница и игрушки. Мы их выносим из садика. Мы играем в песочнице игрушками. Качаемся на качели. Мы играем в «Краски», «Перебежки», ещё играем «Выше ноги от земли» (два фрагмента из рассказа Иры Л.- 6 лет).

Анализ рассказов детей с задержкой психического развития позволяет предположить, что трудности при выполнении этого задания обусловлены недостатками различных сторон речевой деятельности. При большом разнообразии отмечаемых дефектов можно выделить следующие, наиболее характерные.

Существенные трудности при построении высказывания отмечались, прежде всего, на уровне планирования его содержания. Это проявлялось при выборе темы фразы – высказывания, установление последовательности информативных звеньев в структуре высказывания, их взаимосвязи. (Например: «Бегаем … Мы гуляли на участке – тортики делали» и т.п.). Трудности планирования и текущего контроля часто приводили к тому, что вторая часть фразы – высказывания как бы механически присоединялись к первой без учета ее содержания и структуры. Во многих случаях при попытке дать развернутое сообщение наблюдался пропуск важных смысловых звеньев, что делало его малопонятным.

Недостатки в построении высказываний были связаны также с явными лексическими затруднениями, что определялось бедностью словарного запаса.

У многих детей построение высказываний затруднялось в связи с грамматико-синтаксическими нарушениями, особенно при передаче пространственных и других межпредметных отношений. ( «Ездили на лёде, где на коньках»). У 8 детей более 80% исследуемой группы нарушение имели резко выраженный комплексный характер, бедность содержания, низкий уровень используемой фразовой речи, грубые аграмматизмы, затрудняющие восприятие рассказа.

Таким образом, у большинства детей с задержкой психического развития возникали в той или иной степени выраженные трудности при составлении рассказа, несмотря на облегченную форму заданий.

Следующие задание было направлено на выявление возможностей детей в составлении рассказов с элементами творчества и особенностями связной речи.

Шестое задание – завершение рассказа по готовому началу (с опорой на картинку) имело целью выявить возможности детей в решении поставленной творческой задачи, умение использовать при составлении рассказа предложенный речевой и наглядный материал. Выполнение заданий творческого характера вызвало небольшие трудности у детей с задержкой психического развития. Значительная часть этой группы (8 человек – 80%) не справилось с заданиями. Основные трудности появились как в решении творческой задачи, так и в реализации замысла в форме связного последовательного повествования.

Остановимся на результатах выполнения детьми шестого экспериментального задания. Методика «завершение рассказа» была использована нами в следующем варианте. Ребенку предлагалось картинка, изображающая кульминационный момент действия рассказа. (Мальчик залез на дерево, внизу под деревом – четыре волка, один из них пытается залезть на дерево; вдали виднеется деревня; действие происходит зимой). После разбора содержания картинки, ребенку дважды прочитывался текст незавершенного рассказа и предлагалось придумать его продолжение. При оценке составленного ребенком продолжения рассказа учитывались особенности его сюжетного решения, соблюдение логической последовательности, смысловое соответствие содержанию начала рассказа.

Сравнительный анализ результатов, полученных при выполнении этого задания детьми с задержкой психического развития экспериментальной группы и контрольной группы, показал следующее: 4 из 10 детей основной группы (40%) не смогли выполнить данное задание или повторили конец предложенного текста, либо называли изображенные на картинке предметы и действия. Шести детям этой группы на составление окончание рассказа требовалась помощь в виде стимулирующих и наводящих вопросов. В то же время 7 испытуемых контрольной группы достаточно успешно справились с заданием, а 3 из 10 (30%) требовалась помощь экспериментатора.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста
Физическая культура - ограниченная часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. В основе физической культуры лежит целесообразная двигательн ...

Основные направления логоритмического воздействия в системе устранения ОНР у дошкольников
Данные исследования психомоторики дошкольников с ОНР свидетельствуют о необходимости введения логоритмических занятий в систему преодоления ОНР. Анализ существующей литературы по данной проблеме позволяет сделать вывод о недостаточности имеющихся на сегодняшний день методик проведения логоритмическ ...

Экспериментальные исследование по выявлению сформированности ответственности у детей группы риска
Констатирующий эксперимент проводился в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Феникс», расположенном по адресу:Вологодская обл., Череповец г., ул. Архангельская, 116 Вологодская обл., Вологда г., Московское ш. 40 д.Вологодская обл., Череповец г., ул. Архангельская, 116 Вологодск ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru