Констатирующий эксперимент и его анализ

Страница 2

Было установлено, что затруднения у детей чаще возникали в начале пересказа, при воспроизведении последовательности появления новых персонажей сказки и особенно ритмизированного повтора, представляющего собой предложно-падежную конструкцию. В пересказах почти всех детей контрольной группы (8 детей – 80%) наблюдались нарушения связности предложения. Исследование выявило низкий уровень фразовой речи, используемой детьми (объем, структура фраз, бедность языковых средств).

Выполнение четвертого задания – составление рассказа по серии сюжетных картинок («Медведь и зайцы») – дало возможность определить ряд специфических особенностей в проявлениях монологической речи у детей с составление связного самостоятельного рассказа оказалось недоступным для всех испытуемых. Требовалась помощь: вспомогательные вопросы, указание на соответствующую картинку или речевым недоразвитием.

Несмотря на предварительный разбор содержания каждой из 6 картинок с объяснением значения некоторых существенных деталей изображенной обстановки (дупло, поляна), для всех испытуемых как экспериментальной, так и контрольной группы были характерны затруднения при переходе от одной картинки к другой.

У многих детей (7 чел. – 70%) экспериментальной группы и (8 человек – 80%) контрольной группы в рассказах отмечались пропуски моментов действия, представленных на картинках или вытекающих из изображённой ситуации; сужение поля восприятия картинок (например, указание на действия только одного персонажа – медведя), что свидетельствует о недостаточной организации внимания в процессе речевой деятельности. Часто нарушалось смысловое соответствие рассказа изображённому сюжету. У 2 детей контрольной группы рассказы сводились к простому названию действий персонажей, например: Медведь залезает…, Пчёлки вышли…, Они побежали.

Результаты выполнения четвёртого задания свидетельствуют о том, что у детей возникали трудности в полной и точной передаче наглядного сюжета, отсутствовало смысловое обобщение сюжетной ситуации. Три ребёнка экспериментальной группы, несмотря на оказываемую помощь, совсем не смогли выполнить задания. В целом ряде случаев, при сочетании грубых нарушений, рассказ практически сводился к ответам на вопросы и терял характер связного повествования.

Пятое задание – составление рассказа на близкую детям тему: «На нашем участке» - ставило целью выявить индивидуальный уровень и особенности владение детьми фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.

Результаты исследования оценивались по показателям как содержательной, так и собственной речевой стороны составленных рассказов. Большое значение придавалось анализу фразовой речи, используемой детьми в условиях составления сообщения без наглядной или текстовой опоры.

Анализ показал, что только у 4 детей из 10 (40%) с задержкой психического развития контрольной группы фразовые ответы содержались во всех пяти фрагментах рассказа, у большинства же детей экспериментальной (10 человек) и контрольной группы (6 человек), (несмотря на установку на составление рассказа) фразовые ответы содержались в одном или нескольких фрагментах и заменялись простым перечислением (называнием) предметов и действий. При составлении рассказов дети использовали преимущественно короткие фразы - в 2-4 слова (82,5% от всех фраз, содержащихся в рассказах детей). Сложные предложения, в большинстве случаев неправильно оформленные, составили всего 3,3%. Это свидетельствует о недостаточном уровне использования фразовой речи.

При оценки содержания рассказов нами учитывалось степень информативности, определяемая количеством значимых элементов, несущих ту или иную информацию по заданной теме.

Сравнительные исследования показали, что рассказы детей с задержкой психического развития экспериментальной группы и детей контрольной группы резко различались как по общему (количеству слов), так и по уровню информативности. Так, средний объём рассказов у детей с задержкой психического развития экспериментальной группы был равен 19 словам, а у испытуемых контрольной группы-81 слову, т.е. в 4 раза больше. В рассказах детей контрольной группы информативные элементы в большинстве случаев были развёрнутыми, включая положения, уточнения с использованием соответствующих языковых средств.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Основные направления деятельности Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей» г. Оренбурга
Деятельность педагогического коллектива МУДОД «ЦЭВД», являясь личностно-ориентированной, направлена на сохранение и обеспечение целостности воспитательно-образовательного процесса, на последовательное расширение поля социализации на основе выбора личности многообразия видов деятельности, на основе ...

Реализация условий формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и родителей
С целью повышения уровня культуры здоровья нами был поведён формирующий этап эксперимента. В формирующем эксперименте приняли участие только дети экспериментальной группы. В процессе формирующего эксперимента были реализованы следующие условия: включение детей и их родителей в специальные занятия п ...

Условия развития креативности младших школьников на уроках физкультуры
Реализуя принцип сознательности и активности, следует воспитывать у занимающихся креативное отношение к процессу физического воспитания, инициативу и самостоятельность. Это магистральный путь, способствующий достижению высоких результатов на каждом занятии и внедрению физической культуры в быт. Осн ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru