Обзор методик проведения логоритмических занятий с детьми с ОНР

Страница 1

Существуют несколько методик проведения логоритмических занятий с детьми с речевыми нарушениями.

Гринер В. А. в своей работе "Логопедическая ритмика для дошкольников" (1957 г.) говорит о необходимости применения логоритмических занятий в логопедических группах, что является важнейшей основой для выправки не только моторики ребенка, но и его речевых недостатков. "Увязать задачи этой гимнастики с задачами исправления речи – такова цель логопедической ритмики" - пишет Вера Александровна.

Автором предлагается следующая структура занятия:

Пение.

Вводное упражнение.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

Речевое упражнение без музыкального сопровождения.

Упражнения, активизирующие внимание.

Упражнения, воспитывающие чувство ритма.

Игра.

Заключительные упражнения.

Ознакомившись с данной методикой одним из положительных моментов можно считать то, что в занятиях Гринер В. А. особое значение придает упражнениям с включением речевого материала. Слово вводится:

- в форме пения, которое может быть использовано для выработки протяжности и плавности звука и для упорядочения дыхания;

- в форме заданий, связывающих разговорную речь с некоторыми элементами музыкальной речи;

- на особом месте стоят речевые упражнения без музыкального сопровождения (начиная с вопросно-ответной беседой и заканчивая пересказом, нормальной спонтанной речью);

- также в двигательные задания включается речевой материал.

Также очень важно то, что в основе всего метода лежит музыкальный ритм, как организующий момент.

На занятиях Гринер В. А. уделяет большое внимание и развитию высших психических функций, что, несомненно, является очень значимым в процессе развития детей с ОНР.

Однако, следует сказать о том, что данная методика больше подходит в плане работы с детьми заикающимися. О чем свидетельствует большой упор в работе на растормаживание мышечного тонуса детей, на пение, которое в структуре занятия выступает на первое место.

Также одним из недостатков этой методики мы считаем то, что очень мало внимания отводится четкому проговариванию отдельных звуков (фонетической ритмике), развитию речевых, мимических движений. И совсем не уделяется внимание развитию тонких движений пальцев рук, что, как мы считаем, играет одну из важнейших ролей в преодолении ОНР у дошкольников.

Г. Р. Шашкина, в соответствии с результатами своего исследования предлагает следующую структуру логоритмического занятия:

Подготовительная часть: включает в себя ходьбу спокойного характера под маршевую музыку, упражнения на различные виды ходьбы и бега, с движениями рук, с изменением направления, со сменой движений, с перестроением.

Основная часть: включает в себя упражнения следующих направлений:

1) упражнения на развитие дыхания;

2) упражнения для четкого проговаривания гласных звуков (фонетическая ритмика гласных звуков без музыкального сопровождения);

3) голосовые упражнения;

4) упражнения для четкого проговаривания слогов;

5) речевые игры;

6) речевые игры на внимание, переключаемость, синхронность;

7) общие развивающие упражнения из положения стоя;

8) упражнения для развития речевых, мимических и тонких движений пальцев рук;

9) общие развивающие упражнения из положений сидя и лежа.

Заключительная часть: упражнения на восстановление дыхания и релаксацию, различные виды спокойной ходьбы.

Анализируя предложенную Шашкиной Г. Р. схему занятия, можно отметить, что очень большое внимание уделяется развитию орального праксиса, мимики, что, несомненно, является одним из главных положительных моментов в этой методике. Так как у детей с ОНР наблюдается несформированность двигательной сферы, в том числе и мелкой моторики, артикуляционной.

Также вся структура занятия построена логически верно.

Уделяется должное внимание и развитию высших психических функций, именно в момент речевой, игровой деятельности.

Таким образом, наблюдается комплексность, взаимосвязь воспитательных, коррекционных задач, что очень важно вообще для любого занятия.

Но следует отметить одним из недостатков этой методики то, что очень мало внимания уделяется развитию ориентировки в пространстве, развитию чувства ритма и темпа (ведь именно это и выделяет логоритмические занятия из других).

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

История возникновения и развития художественной вышивки бисером
История бисера уходит в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Стеклянные бусины - непосредственные предшественники бисера - украшали одежду древнеегипетских фараонов. Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколь ...

Динамика моих идеалов
Сначала, как и большинство маленьких девочек, я хотела быть такой же красивой, как восхитительная кукла Барби у соседки-подружки: иметь такие же волосы, фигуру, ослепительную улыбку и… много-много нарядов. Мне тогда казалось, что эта, недоступная мне в то время игрушка, идеал красоты, женственности ...

Игровой момент в обучении
Один из весьма эффективных методов обучения детей младшего возраста – игровой: через игру, например, в детском саду изучаются иностранные языки. Игра – действие синкретическое (о синкретизме см. далее), в ней задействованы мыслительная деятельность, физические и речевые действия (например, в ответ ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru