Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития

Страница 1

Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка со взрослым. При этом ведущее значение имеет общение ребенка с эмоционально близким для него взрослым (матерью). Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми.

Как известно, первый год жизни ребенка, когда общение со взрослыми осуществляется при помощи экспрессивно-мимических и предметно-действенных средств, мы называем довербальным.

Решающую роль общения в возникновении и развитии речи ребенка доказывают исследования так называемого госпитализма. Изоляция ребенка от стимулирующей среды человеческого окружения (семьи, детской группы и т.д.) рассматривается как депривационная ситуация, которая оказывает замедляющее влияние на его психическое развитие.

Задержка психического развития является одной из наиболее частых форм нарушений психического онтогенеза.

Характерным признаком задержки психического развития является следующее: отграниченный и не соответствующий возрасту ребенка запас знаний и представлений об окружающем, низкий уровень познавательной активности, недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения. Кроме того, у большинства детей с задержкой психического развития отмечается недостаточная сформированность функций произвольного внимания, памяти и др.

В дефектологии понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогической и характеризует отставание в развитии психической деятельности ребенка. Основной причиной такого отставания является слабовыраженные органические повреждения мозга (врожденные или полученные во внутриутробном, предродовом, а так же в раннем периоде жизни). В отличие от олигофрении, где психическое, в первую очередь интеллектуальное, развитие имеет выраженный и главное - необратимый характер, при задержке психического развития речь, прежде всего, идет о замедлении темпа психического онтогенеза. Кроме того, в отличие от олигофрении, при задержке психического развития нередко доминируют явления не интеллектуального, а эмоционального дизонтогенеза - психического (нередко психофизического) инфантилизма.

Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту). Вместе с тем временной характер отставания с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей рассматриваемой категории. [24]

У старших дошкольников с задержкой психического развития преобладают не обобщенные, а разрозненные знания, связанные в основном с конкретной ситуацией. Вместе с тем понятия, которыми пользуются эти дети, очень бедны по содержанию, зачастую неадекватно осмысливаются . Таким образом, по уровню своих знаний дети с задержкой психического развития не готовы к овладению школьной программой.

Говоря о готовности к школьному обучению, мы имеем в виду в первую очередь определенный уровень сформированности всех психических процессов, позволяющих ребенку полноценно овладевать программным материалом.

Исследования психологов Г. А. Каше и У. В. Ульенкова у большинства детей с задержкой психического развития отмечают неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ. Таким детям нужно больше времени для приема и переработки зрительной, слуховой и прочей информации. Особенно ярко это проявляется в сложных условиях (например, при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для ребенка значимое смысловое и эмоциональное содержание). У таких дошкольников недостаточно сформированы пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства осуществляется на уровне практических действий, затруднено восприятие перевернутых изображений, возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуаций. Развитие пространственных представлений тесно связано со становлением конструктивного мышления. Так, при складывании сложных геометрических фигур дети с задержкой психического развития часто не могут осуществить полноценный анализ формы, разложений конструкций на плоскости, соединить их в единое целое.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Урок - драматизация на основе сказки
Осветив теоретическую часть вопроса о драматизации на уроках английского языка у младших школьников, ознакомимся с практической, на основе приведенного ниже плана – конспекта урока – драматизации на тему "The Guest in the Forest" (отрывок) на основе сценария «The Guest in the Forest» Андр ...

Основные формы внеклассной работы по математике в средней школе
Расслоение коллектива учащихся на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал, и на тех, кто добивается при изучении математики лишь удовлетворительных результатов и тех, кому успешное изучение математики даётся с большим трудом, не позволяет учителю в своей работе ориентироваться н ...

Методические позиции реализации полихудожественного подхода на уроках музыкальной литературы в ДШИ
Обучение музыкальной литературы в ДМШ - это знакомство с творчеством композиторов. Интересный, насыщенный, но в то же время сложный для усвоения материал большого объема предстоит донести до учащихся разновозрастных групп (в одной группе могут заниматься дети 10 - 15 лет). И от того, какие методы и ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru