У всех старших дошкольников с задержкой психического развития не сформирована готовность к школьному обучению. Это проявляется в незрелости функционального состояния центральной нервной системы (слабость процессов торможения и возбуждения, затруднения в образовании сложных условных связей) и служит одной из причин того, что эти дети с большим трудом овладевают письмом и чтением, часто смешивают буквы, сходные по начертанию или обозначающие оппозиционные фонемы, сложные по составу гласные. Большинство психических функций (пространственные представления, мышление, речь и др.), имеют сложное комплексное строение и основаны на взаимодействии нескольких функциональных систем. Формирование такого рода взаимодействий у детей с задержкой психического развития не только замедлено, но и значительно изменено, происходит иначе, чем у нормально развивающихся. Следовательно, и соответствующая психическая функция складывается не так, как при нормальном развитии. sub zero appliance repair San Jose
У детей с задержкой психического развития отмечается большая распространенность нарушений речи.
Патогенетические факторы нарушений речи у детей с задержкой психического развития полиморфны, однако прежде всего они связаны с особенностями психомоторного развития этих детей.
Особенности речевого развития детей данной категории, обусловленные своеобразием их познавательной деятельности, изучались в психолого-педагогическом аспекте исследования. Известны работы, раскрывающие такие особенности речевого развития детей с задержкой психического развития, как отставание в овладении речью: позднее возникновение периода детского словотворчества, затягивание периода функционирования неологизмов , слабая речевая активность, бедность, недифференцированость словаря, недостаточная сформированность грамматического строя, низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи, слабое осознание звукового строения слова. Отмечается неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи [12], затрудненные в построении предложений.
В научных исследованиях многими авторами отмечается, что у детей дошкольного возраста с нарушением устной речи нередко обнаруживается те или иные трудности в ходе овладения ими письменной речью в условиях школьного обучения.
В связи с этим возрастает роль профилактической работы по предупреждению нарушения письменной речи у детей пяти – семи лет, посещающих группы дошкольно-образовательных учреждений компенсирующего типа.
Р. Д. Тригер считает, что распространенность нарушений письменной речи у детей с задержкой психического развития, а также длительность и не всегда достаточная эффективность работы свидетельствуют о необходимости особого подхода к этим детям.
У детей с задержкой психического развития имеют место все нарушения речи, наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом. Однако наиболее распространенным являются нарушения звукопроизношения и нарушения письменной речи. По данным В. А. Ковшикова, Ю. Г. Демьянова, нарушения письменной речи у этих детей наблюдаются чаще, чем нарушения звукопроизношения. По данным Е. В. Мальцевой, наиболее распространенным являются нарушения фонетической стороны устной речи.
У детей с задержкой психического развития отмечается несформированность антиципирующего анализа, что приводит к неумению предвидеть результаты своих действий. Особые трудности вызывают те задания, при выполнении которых нужно установить разной сложности причинно-следственные связи, построить программу события. Для диагностики весьма показательно задание «Последовательные картинки». При выполнении такого задания требуется расположить серию сюжетных картинок в логической последовательности. Задание основано на наглядном материале, однако требует необходимого анализа основных элементов изображения на каждой картинке, установление их взаимосвязей и причинно-следственных отношений. Опираясь на разрозненные картинки, следует построить программу события. Не случайно дети с ЗПР из заданий на наглядном материале показывают наиболее низкие результаты при выполнении этого задания.
Другое о педагогике:
Игры и упражнения для обогащения словарного запаса учащихся
Потерялся поясок Цель: Упражнять детей в различении большого количества оттенков (пяти-шести) одного цвета. Совершенствовать навык описания предметов одежды (платьев, пальто, курток и др.). Игровой материал: Таблицы с наклеенными на них платьями, пальто или куртками, вырезанными из бумаги одного цв ...
Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного
возраста
Изобразительное искусство - это отражение окружающей действительности художником в художественных образах и выражение своего отношения к жизни средствами формы, цвета, композиции. Подлинный эстетический вкус у дошкольников мы можем воспитывать путем отбора объектов, наиболее близких для детского во ...
Виды педагогических оценок
Существуют разные виды педагогических оценок: предметные, персональные, материальные, моральные, результативные, процессуальные, количественные и качественные. Также в педагогике выделяют оценки в ситуации опроса: опосредованная, неопределенная, замечание, отрицание, согласие, одобрение, порицание, ...