Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития

Страница 3

У детей с задержкой психического развития обнаруживается недостаточный уровень сформированности основных интеллектуальных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракций. Отмечается непланомерность анализа, недостаточная его тонкость, односторонность. Обобщения расплывчаты и слабо дифференцированы.

Как считают В. И. Лубовский, У. В. Ульенкова, для мышления как деятельности детей с задержкой психического развития характерно отсутствие готовности и решению интеллектуальных задач, недостаточная выраженность ориентировочного этапа в их решении, неспособность к необходимому умственному усилию, неумение контролировать себя в ходе выполнения задания.

Для дифференциальной диагностики нарушений речи у детей с задержкой психического развития и отличия их от нарушений речи у детей с другими формами дизонтогенеза необходимо уточнить сущность дизонтогенеза и различных форм нарушений психического развития.

Речевые нарушения при задержке психического развития обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора.

Для детей с задержкой психического развития характерны различные нарушения речевой деятельности.

При задержке психического развития отмечается более позднее развитие фразовой речи, даже в старшем дошкольном возрасте и младшем школьном дети затрудняются в воспроизведении логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные взаимоотношения. И. А. Симинова считает, что с помощью языковых средств дети не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения.

Словарный запас старших дошкольников с задержкой психического развития отмечается бедностью, недифференцированностью, дети недостаточно понимают и неточно употребляют близкие по значению слова.

Характерное для задержки психического развития отставания в развитии аналитико-синтетической деятельности мозга проявляется в дошкольном возрасте в недостаточной сформированности звукового анализа. Устная речь старших дошкольников может быть лишена выраженных нарушений звукопроизношения и грамматического строя речи.

У этих детей наблюдается пониженная обучаемость. При обучении у них формируются неподвижные связи, воспроизводимые в неизменном порядке. При переходе от одной системы знания и навыков к другой, эти дети склонны применить старые способы, не видоизменения их. Наблюдается ослабление регуляции во всех звеньях процесса учения. У всех детей с задержкой психического развития наблюдается снижение активности во всех видах деятельности.

Формирование речевой деятельности этой категории детей носит также специфический характер. Хотя бытовая речь их мало отличается от нормы, но словарь сужен, особенно активный. Объем понятий недостаточен, а иногда содержание понятий просто ошибочно. У таких детей затруднено формирование эмпирических, грамматических обобщений. Отстает развитие способности осознавать речевую действительность как что-то отличное от предметного мира. Ряд грамматических категорий в их речи отсутствует. Для речевой деятельности характерна недостаточность монологической речи. У этих детей часто встречаются дефекты произношения, им плохо дается звуковой анализ слов, они недостаточно владеют звуковым образом слова. Такие дети испытывают существенные трудности в словесной регуляции деятельности.

Перечисленные особенности речевой деятельности этих ребят вызывают значительные трудности при обучении их письму и чтения. Они допускают ошибки при последовательном выделении звуков, не умеют выделить из текста предложения, испытывают затруднения в овладении грамматическими понятиями.

Дети с задержкой психического развития отличаются сниженной умственной работоспособностью. В качестве причин, вызвавших ее нарушения, могут выступать выраженные нейродинамические расстройства. У всех этих детей снижено внимание. По данным Г. И. Жаренковой, снижение устойчивости внимания у них может носить разный характер: максимальное напряжение внимания в начале выполнения задания и последующее его снижение; сосредоточение внимания после некоторого периода работы; периодические смены напряжения внимания и его спада на протяжении всей работы.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Сущность коммуникативной компетенции и её структура
Концепция модернизации российского образования определяет новые социальные требования к формированию жизненных установок личности. Происходит переориентация оценки результатов образования с понятия «компетенции» обучающихся. Коммуникативная направленность обучения является основной стратегией гуман ...

Взаимосвязь оценки учителя и самооценки школьника
Оценивая знания, учитель одновременно оценивает личность, ее возможности и место среди других. Именно так воспринимаются оценки детьми. Ориентируюсь на оценки учителя, дети сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, старательных или нестарательных и т.д. Можно выделить 3 ...

Коррекционная программа педагогической помощи детям группы риска
Так как исследование проводилось в октябре месяце 2002 года, то организуя с детьми группы риска серию коррекционных занятий, можно несколько улучшить их результаты. Задания должны быть направлены на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи, тонкой моторики и координации движений рук, ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru