Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития

Страница 5

У большинства детей с задержкой психического развития имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения как устной, так и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи.

Импрессивная речь этих детей характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков и неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи.

Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов.

Во многих случаях картина речевых нарушений свидетельствует о задержке процесса речевого развития. Задержка развития речи проявляется и в недостаточном уровне вербальных интеллектуальных способностей.

С учетом проявлений нарушений речи Е. В. Мальцева выделила 3 группы детей с задержкой психического развития.

Первая группа – дети с изолированным фонетическим дефектом, проявляющимся в неправильном произношении лишь одной группы звуков. Нарушения произношения звуков в этой группе детей связаны с анатомиями строения артикуляторного аппарата, недоразвитием речевой моторики. В эту группу вошли 24,7 % детей с задержкой психического развития, имеющие нарушения речи.

Вторая группа (52,6 %) – дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты звукопроизношения охватывают 2-3 фонетические группы и проявляются чаще всего в заменах фонетических близких звуков. Кроме дефектов звукопроизношения, у детей этой группы наблюдаются нарушение слуховой дифференциацией звуков и фонематического анализа.

В письменных работах этих детей отмечается большое количество ошибок: замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, неправильное оформление предложения.

Третья группа (22,5 %) – дети с системным недоразвитием всех сторон речи (дети с общим недоразвитием речи). Кроме фонетико-фонематических нарушений, у этих детей наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: нарушение устной речи отражается на письме. Кроме замен букв, искажений звуко-слоговой структуры слова, характерными ошибками в письме детей этой группы являются смысловые замены слов, агромматизмы, синтаксические ошибки.

Одним из характерным признаком нарушений речевого развития детей с задержкой психического развития является недостаточность речевой регуляций действия, трудности верболизации действия, несформированность планирующей функцией речи.

Таким образом, как считают авторы (В.И. Лубовский, В. В. Лебединский и др.), изучение детей с задержкой психического развития показывает, что среди множества психофизических особенностей, присущих им, на первый план выдвигается общее недоразвитие личности, эмоционально-волевая незрелость, трудности в произвольной регуляции деятельности, динамические нарушения во всех видах деятельности. Интеллектуальное недоразвитие этих детей в значительной мере обусловлено перечисленными факторами.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Другое о педагогике:

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru