Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития

Страница 4

Для деятельности ребенка с задержкой психического развития характерны импульсивность действий:

- малая значимость образца и низкий уровень самоконтроля при выполнении задания (очень бегло осматривает образец, не сверяется с ним не в ходе выполнения задания, ни после его завершения, образец не привлекает к себе внимание даже при неудовлетворительном выполнении задания);

- отсутствие целенаправленности в работе (хаотичность действий, неумение подчинить свою деятельность единой цели, обдумать ход выполнения работы);

- низкая продуктивность деятельности (даже в сюжетно-ролевой игре недостаточно творческих элементов);

- нарушения или утраты программы деятельности;

- ярко выраженные трудности в оречевлении деятельности, которые иногда принимают форму грубого несоответствия речи и действия.

Требование непременно объяснить выполнение каждой операции вызывает поступление эмоционального срыва; дети отказываются отвечать, выполнять задания. Все это они объясняют наступление усталости.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. У детей с задержкой психического развития она имеет свои особенности. Если у нормально развивающихся ребят к шести годам сюжетная игра достигает своего наивысшего расцвета, то у дошкольников данной категории находится на значительно более ранних этапах своего становления, которые обычно отмечаются в преддошкольном – младшем дошкольном возрасте. Дети с задержкой психического развития испытывают существенные трудности в создании воображаемой ситуации и принятий на себя роли. Сюжетная игра как совместная деятельность не возникает. Игра носит, в основном, не речевой характер. Сюжет игры не выходит за пределы бытовой темы, он является ситуативным нестойким. Без помощи взрослого дети склонны условный план игры сводить к реальному плану предметной деятельности. При овладении дидактической игрой эти дети не могут одновременно ориентироваться на игровую и дидактическую задачу.

У детей данной категории снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. М. И. Лисина считает, что у большинства детей с задержкой психического развития обнаружилась повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависимы. Новый человек привлекает их внимание в значительно меньшей мере, чем новый предмет. В случае затруднении деятельности такой ребенок скорее склонен прекратить работу, чем обратиться к взрослому за помощью. Крайне невелико количество контактов, обусловленных познавательным отношением к объектам деятельности: относительно редко наблюдаются личностные контакты со взрослым.

Если общение со взрослым окрашено в эмоционально положительные тона, то стремятся сделать его более продолжительным по времени, более продуктивным в своей деятельности, реже ссылаются на усталость. Среди личностных контактов преобладают наиболее простые. Интимные сообщения, беседы о личности взрослого, встречаются крайне редко. Таким образом, общение этих людей со взрослыми находятся на более низком уровне развития. Исследование выявило сниженную потребность в общении детей с задержкой психического развития со сверстниками, а также низкую эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.

З. Тржесоглава в качестве ведущих в характеристике личности дошкольников с задержкой психического развития выделяют особую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятии, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.

Характерным признаком клинической картины большинства детей с задержкой психического развития является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Теоретические подходы в экономическом воспитании
Экономическое воспитание – еще одна из граней воспитательного процесса дошкольников. Потребность в нем была всегда, но значимость усилилась в период реформ 1990-х годов, и стремления нашей экономики к рыночным отношениям. В советские времена ребенок мог знать о наличии денег, например, в жизни вооб ...

Философско-педагогические идеи представителей Русского Зарубежья на рубеже 19 – 20 веков
Педагогическая наука в эмиграции связана с процессами вхождения деятелей русской эмиграции в иную культуру, создавая свои научные школы. Это научно-педагогическая школа С.И.Гессена в университете Лодзи в Польше, социально-педагогические школы П.А.Сорокина в США, Г.Д.Гурвича во Франции. Деятели педа ...

Задания на дом
Физическое воспитание учащихся нельзя полностью осуществлять только на учебных занятиях, так как два часа занятий в неделю не обеспечивают прочного усвоения знаний и навыков в физических упражнениях . Чтобы достичь больших успехов в обучении и в овладении учащимися учебным материалом, необходима та ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru