Дидактическая концепция К.Д. Ушинского как система развивающего обучения

Педагогическая теория » Дидактическая система К.Д. Ушинского » Дидактическая концепция К.Д. Ушинского как система развивающего обучения

В середине XIX века во главе с К.Д. Ушинским активно всесторонне изучалась и разрабатывалась теория развивающего обучения. Идеи К.Д. Ушинского были развиты его последователями: Н. А. Корф, В. П. Вахтеров, Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, Д.Д. Семенов, Д.И. Тихомиров, В.Я. Стоюнин и другие. Теория развивающего обучения имела большое значение в развитии педагогики начального обучения и закономерно оказала большое влияние на прогрессивных педагогов второй половины XIX - начала XX века, которые не только восприняли, но и значительно продвинули вперед передовые идеи развивающего обучения как в теории, так и в практике передовые идеи развивающего обучения К.Д. Ушинского.

Цели и задачи обучения К.Д. Ушинский рассматривал в контексте развития личности.

Он выделял следующие факторы воспитания личности:

преднамеренные, т.е. те цели и задачи, которые заранее поставлены воспитанием;

непреднамеренные, т.е. те, которые влияют на ребенка непосредственно в той среде, в которой он находится.

Критикуя одновременно и теорию материального образования, и теорию формального, отмечая их однобокость, К.Д. Ушинский утверждал, что целью обучения должно быть обогащение ума ребёнка необходимыми знаниями при одновременном развитии его умственных способностей.

Таким образом, К.Д. Ушинский по сути постулировал неразрывность целей формального и материального образования. При этом чтобы построить процесс обучения в соответствии с закономерностями психического развития ребенка, необходимо использовать лучшие стороны как формального, так, и, материального образования, поскольку только такой подход и сможет обеспечить умственное развитие ребенка в процессе усвоения им знаний и их переработки.

Иными словами, цель обучения, по К.Д. Ушинскому – развитие мышления, способностей, на определенной сумме знаний, которые необходимы в жизни, а задача обучения – создать условия для разнообразной деятельности ребенка на уроке.

В соответствии с целями образования К.Д. Ушинский решал и проблемы содержания образования, считая необходимым оставить "в наших школах и в наших учебниках только то, что действительно необходимо и полезно для человека ." К.Д. Ушинский отмечал, что "научное и педагогическое изложение науки две вещи разные". Отобранный для школы материал той или иной науки необходимо обработать и приспособить его к особенностям детского возраста. Внимательное рассмотрение принципов свидетельствует о том, что в них доминирует идея развивающего обучения. "Не науки должны схоластически укладываться в голове ученика, а знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь» - утверждал К.Д. Ушинский.

К.Д. Ушинский предлагал подвергнуть "сильному пересмотру учебный материал и до основания переделать программы обучения". Одним из главных недостатков школьной программы К.Д. Ушинский считал отрыв содержания от жизни, от потребностей общества: " .пора бы уже подвергнуть генеральному пересмотру все науки и все сведения . в педагогическом отношении такому же, какому подвергнул их Бекон когда-то в философии ." Ушинский считал, что научные знания непрерывно растут, и что эти огромные научные ценности не могут механически быть перенесены в школу, их необходимо пересмотреть и упорядочить, логически упростить в соответствии с возрастом ребенка. Заслуга К.Д. Ушинского состояла в том, что он занимался переработкой научных знаний в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся, т.е. переработкой научной системы в дидактическую.


Другое о педагогике:

Методика работы воспитателя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе коллективной деятельности
Как уже было выявлено, общение и совместная деятельность младших школьников имеют особое значение для воспитательного процесса. От уровня сформированности коллективной деятельности зависит успех всего воспитания, т.к. коллективная деятельность является ведущей в процессе формирования нравственного ...

Телекоммуникационный проект и его использование
в учебном процессе Телекоммуникационные сети, позволившие учащимся и учителям из разных стран общаться друг с другом, появились в начале 80-х годов. Теле­коммуникации тогда использовались лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку вся сетевая работа заключалась в обмене письмами между учащ ...

Решение качественных задач
Тульчинский М. Е. писал: " Решение качественных задач способствует более глубокому усвоению материала, развивает сообразительность, мышление, вызывает интерес к физике". Качественные задачи вызывают больший интерес, если в них предлагается дать объяснение тем или иным явлениям природы или ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru