Под профессиональной пригодностью понимается «совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для достижения успеха в выбранной профессии» .
Кроме этого в педагогике утвердилось заимствованное из инженерной психологии понятие «профессиональная готовность» как более емкое и подвижное. Профессиональная готовность к педагогической деятельности кроме профпригодности включает в себя и уровень умений и навыков. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность (т. е. профпригодность), а с другой - научно-теоретическую и практическую подготовку педагога. https://infratrest.ru для чего нужно бурение скважин под буронабивные сваи.
Идеализированные личностные и профессиональные качества, составляющие понятие профессиональной готовности педагога, можно представить в виде профессиограммы.
К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы учителя, который позволяет профессиональные требования к учителю объединить в три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности).
Н.Н. Никитина, подвергнув тщательному анализу деятельность учителя, выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Конструктивная деятельность распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса). Организаторская (управленческая) деятельность предполагает выполнение действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.
Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи. Она позволяет педагогу своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планируемым задачам. В силу этого в структуре педагогической деятельности необходимо выделить и контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент.
А. Крутецкий выделяет дидактические, академические, коммуникативные способности, а также педагогическое воображение и способность к распределению внимания.
А. И. Щербаков к числу важнейших педагогических способностей относит дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские. Он также считает, что в психологической структуре личности учителя должны быть выделены общегражданские качества, нравственно-психологические, социально-перцептивные, индивидуально-психологические особенности, практические умения и навыки: общепедагогические (информационные, мобилизационные, развивающие, ориентационные), общетрудовые (конструктивные, организаторские, исследовательские), коммуникативные (общение с людьми разных возрастных категорий), самообразовательные (систематизация и обобщение знаний, и их применение при решении педагогических задач и получении новой информации).
В данной работе в ходе анализа литературных источников были определены основные характеристики педагогической деятельности, была выделена структура педагогической деятельности, требования, предъявляемые обществом к профессии педагога. Кроме того были выделены требования к личностным качествам педагога.
Было установлено, что работа педагога тесно связана с взаимодействием с людьми и в первую очередь – с детьми. Это обуславливает совокупные требования к профессиональным и личностным качествам педагога:
- педагог должен обладать высокой мотивацией к собственной деятельности, он должен любить свою работу;
- педагог должен стремиться к постоянному обновлению своего педагогического инструментария;
- педагог должен любить детей, быть терпеливым, уметь контролировать собственное поведение;
Другое о педагогике:
Целостно-смысловая платформа проектных действий
Результаты диагностики уровня навыка чтения и читательского кругозора дали мне возможность проектировать эффективную для данного класса систему коррекционной работы по овладению навыком чтения. Анализ методической литературы позволил выявить следующие системы упражнений по формированию навыка чтени ...
Общее недоразвитие речи. Определение. Этиология
Впервые научное объяснение общему недоразвитию речи было дано Левиной Р.Е. и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР в 50-60-е гг. ХХ в. Психолого-педагогическая направленность исследований привела к пересмотру классификационных представлений, а вместе с тем и к построению новых п ...
Обоснование необходимости реформирования системы внутришкольного управления
в связи с современными задачами условиями существования школы
Традиции руководства школой были заложены в первой четверти XX века, а наиболее полно сформулированы в 1970 году. Так в разделе V «Руководство Школы» в обязанность директору вменяется обеспечение всего, что связано с содержанием и условиями учебного процесса: ст.42. Директор школы несет ответственн ...