Методические рекомендации по формированию связной речи у учащихся 2-ого класса с легкой степенью умственной отсталости

Педагогическая теория » Формирование связной речи у учащихся второго класса с лёгкой степенью умственной отсталости » Методические рекомендации по формированию связной речи у учащихся 2-ого класса с легкой степенью умственной отсталости

Страница 1

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Таким образом, целью работы по развитию связной речи является - совершенствование и развитие связной речи младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.

Эта цель реализуется через следующие задачи:

расширение круга представлений об изучаемых предметах;

повышение речевой мотивации учащихся;

закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;

формирование навыков построения связных монологических высказываний;

развитие лексического и грамматического строя языка.

Работа по развитию связной речи проводится в несколько этапов: подготовительный, основной и заключительный. Все эти этапы осуществляются на каждом занятии.

Этапы работы:

I Этап - Подготовительный

Подготовительный этап включает формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры, а так же коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой во время занятия.

В задачи подготовительного этапа входит:

развитие направленного восприятия речи педагога и внимание к речи других детей;

формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога; закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений;

усвоение ряда лексических средств, необходимых для составления речевых высказываний;

практическое овладение простыми синтаксическими моделями фраз; формирование умственных операций.

Таким образом, в подготовительный период формирования связной речи можно выделить два основных направления работы:

1) работа над лексической стороной речи

Словарная работа ведется в трех основных направлениях:

1) обогащение словаря за счет введения новых лексических единиц,

2) уточнение значения уже известных слов,

3) активизация пассивного словаря детей.

Для работы по всем этим направлениям полезными являются следующие упражнения:

1. Называние предметов и их частей. Учащиеся называют отдельные предметы и указывают на недостающую часть каждого из них. Называя предметы и их части, ученики производят различного рода группировку, сортировку предметов, выделяют четвертый лишний и т.п.

Пример: ребенку выдается карточка с изображенной посудой, а он должен сказать чего не хватает (кастрюля без крышки, чашка без ручки, чайник без носика, вилка без зубчика и т.д.).

2. Название действия или состояния предметов.

Пример: игра в лото, задача которой состоит в том, чтобы подобрать не менее двух-трех действий, так или иначе связывающихся с представлением об изображенном предмете.

3. Работа с загадками. Это упражнение помогает еще раз закрепить словарь, включающий названия предметов, действий, признаков. Учитель обращает внимание детей на то, что предмет легко угадать, если в загадке употреблены точные слова, характеризующие его особенности. Учащиеся тренируются в самостоятельном составлении загадок, называя характерные признаки предмета.

Пример: "Что за птица? Красные лапки щиплют за пятки (гусь). Что за цветок? Золотой глазок, белые реснички (ромашка)". Дети отгадывают.

2) работа над построением фразы

Работа над построением фразы - важная составная часть подготовки учащихся к овладению связной речью. Работа над предложением идет по трем направлениям:

1. Отработка содержательной стороны предложения;

2. Формирование грамматического плана предложения;

3. Отработка интонационной стороны предложения.

Все эти направления реализуются в единстве, для работы над ними включаются упражнения трех видов: репродуктивные, конструктивные и творческие. Упражнения в овладении умением правильно строить предложения различаются степенью самостоятельности, которая требуется при их выполнении.

Репродуктивные упражнения.

В репродуктивных упражнениях учащимся дается готовая грамматическая структура фразы и большая часть речевого материала. Такие упражнения предполагают воспроизведение ребенком предложений данных учителем, либо составление аналогичных предложений с заменой некоторых слов.

Упражнения:

1. Повторение предложений при заучивании предложений, скороговорок.

2. Составление ответов учениками на один и тот же вопрос.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

История развития вопроса о нравственном воспитании
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. Так, философ - идеалист Сократ (46 ...

Понятие и виды самооценки
Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведен ...

Обучение английской фонетике на начальном этапе
Существует множество мнений о том, в каком возрасте следует начинать обучение иностранному языку. По результатам множества исследований, проведенных такими учёными, педагогами и психологами, как М.З. Биболетова, И.Н. Верещагина, К.В. Бардин, Б.Ю. Бахталина, З.Н. Никитенко, обучение иностранному язы ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru